МОСКВА, 2 фев (Рейтер) - Россияне в январе 2023 года снизили свои траты на продукты питания и услуги на 12% к январю прошлого года и на 16% – к традиционно высокому декабрьскому предновогоднему сезону, количество покупок уменьшилось на 13%, сообщил госбанк ВТБ со ссылкой на статистику оператора фискальных данных компании Первый ОФД, входящей в группу банка.
ЦБР сообщал на этой неделе, что на фоне растущих ликвидных активов домохозяйств и опережающего рост производительности труда повышения реальных зарплат в условиях рекордно низкой безработицы, возможна активизация потребительской активности россиян.
Вместе с переносом в цены декабрьского ослабления рубля это может вызвать ускорение роста потребительских цен в ближайшей перспективе, поэтому проводимая Банком России денежно-кредитная политика будет направлена на возвращение годовой инфляции к цели 4% в 2024 году, предупреждал регулятор.
Но данные ВТБ показали, что в январе в торговых и сервисных точках россияне потратили 665 миллиарда рублей – на 12% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Наиболее существенно – на 20% и более – сократились расходы на электронику и аксессуары, детские товары и кухонную утварь, продукцию для спорта и творчества, а также мебель, спецодежду, канцтовары и табачные изделия. Траты на продукты и алкогольные напитки год к году уменьшились на 16%, на электротехнику, а также лекарства и товары для красоты – на 18%, на хозтовары – на 14%. При этом почти вдвое больше покупатели направили на товары для праздников, на 19% увеличились траты на сувениры, на 16% – на товары для дома. Практически на уровне января 2022 года сохранились траты на топливо и услуги.
«Январь традиционно показывает снижение потребительского спроса по сравнению с декабрем, когда россияне активно выбирают подарки родным и близким, а также совершают крупные покупки в рамках предпраздничных акций. Однако в этом году траты населения продемонстрировали снижение не только к декабрю, но и к январю 2022 года», - считает глава отдела продаж аналитических сервисов компании Первый ОФД Александра Красовская.
«Это связано в том числе с возвращением россиян к сберегательной модели поведения, которое началось еще в прошлом году. По нашим прогнозам, в феврале объем трат вырастет по сравнению с январскими значениями, но о восстановлении потребительской активности можно будет судить только по итогам всего первого квартала», - добавила она.
На последнем в 2022 году заседании ЦБР принял решение сохранить ставку на уровне 7,50%, в следующий раз члены совета директоров обсудят ставку и новые прогнозы 10 февраля 2023 года.
Участники опроса Рейтер ждут, что Банк России сохранит ключевую ставку на уровне 7,50% на ближайшем заседании в попытке вернуть инфляцию к цели.
Вышедшие накануне данные Росстата показали, что недельная инфляция ускорилась до 0,21% с 0,14%, поэтому рынок стал закладывать в котировки ОФЗ ужесточение сигнала ЦБР на февральском заседании. (Елена Фабричная. Редактор Дмитрий Антонов)