Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Потерянные нефтяные доходы РФ - золотое дно для грузоперевозчиков, НПЗ

ЛОНДОН, 8 фев (Рейтер) - Западные санкции в отношении России значительно сократили государственные доходы от нефти и способствовали перенаправлению десятков миллиардов долларов в судоходные и нефтеперерабатывающие компании, у некоторых из которых есть связи с Россией.

По словам не менее 20 торговых и банковских источников, большинство выигравших от санкций фирм базируются в Китае, Индии, Греции и Объединенных Арабских Эмиратах. Некоторые из них частично принадлежат российским компаниям.

Ни одна из фирм не нарушает санкции, однако они извлекли выгоду из разработанных Европейским союзом и Соединенными Штатами мер.

Согласно расчетам, доходы России снизились, однако объем экспорта остается относительно стабильным, несмотря на санкции.

Президент РФ Владимира Путина сказал ранее, что санкции спровоцируют ралли цен на энергоносители. Вместо этого цена на бенчмарк Brent опустилась до $80 за баррель, отступив от достигнутой в марте 2022 года близкой к рекорду отметки в $139.

До 24 февраля 2022 года нефть сорта Brent торговалась в диапазоне $65-$85 за баррель.

После того, как страны Большой семерки (G7) в декабре ввели потолок цен на российскую нефть, выручка Москвы от экспорта сырья в январе упала на 40% в годовом исчислении, сообщило министерство финансов России.

«Низкая официальная цена на нефть говорит о том, что российский государственный бюджет в последние недели пострадал», - сказал Сергей Вакуленко из Фонда Карнеги за международный мир.

«Судя по таможенной статистике, часть выгоды получили нефтеперерабатывающие предприятия Индии и Китая, но основными бенефициарами должны быть грузоперевозчики, посредники и российские нефтяные компании», - добавил он.

Нынешние санкции в отношении России - вероятно самые жесткие меры, наложенные на отдельное государство - включают в себя прямой запрет на покупку российских энергоносителей со стороны США и ЕС, а также запрет на отгрузку сырья из России в любую точку мира, если оно продается по цене выше $60 за баррель.

Россия перенаправила большую часть нефти и нефтепродуктов в Азию, предложив покупателям в Китае и Индии большие скидки по сравнению с конкурирующими сортами с Ближнего Востока.

Эмбарго на экспорт, а также потолок цен насторожили покупателей и вынудили Россию платить за транспортировку сырья, так как собственных танкеров для перевозки всех экспортных объемов ей не хватает.

По состоянию на конец января российские нефтяные компании предлагали покупателям в Индии и Китае скидки на нефть в размере $15-$20 за баррель, сказали по крайней мере 10 трейдеров, участвующим в операциях, и счету-фактуре, с которым ознакомился Рейтер. Все источники говорили на условиях анонимности из-за деликатности вопроса.

Согласно тем же источникам, российские продавцы платили $15-$20 за баррель судоходным компаниям за доставку сырья из России в Китай или Индию.

В результате российские компании получали только $49,48 за баррель сорта Urals в портах России в январе, что на 42% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составляет всего 60% от базовой цены европейской марки Brent, согласно данным Минфина России.

Для сравнения, экспортер американской смеси Mars - сорта, похожего на Urals - платил бы около $5-$7 за баррель, чтобы отправить груз в Индию. С учетом скидки в $1,6 за баррель к бленду WTI, американский экспортер получал бы около $66 за баррель в американском порту, или 90% от цены бенчмарка.

При объеме добычи в 10,7 миллиона баррелей в сутки в 2022 году, а также экспорте нефти и нефтепродуктов в размере 7,0 миллиона баррелей в сутки, скидки и дополнительные затраты приведут к падению выручки производителей на десятки миллиардов долларов в 2023 году.

Глава Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль сказал в воскресенье, что ограничение цен только за январь сократило выручку Москвы на $8 миллиардов.

Однако, поскольку часть потерянных доходов в результате достается российским компаниям, точное влияние на денежные поступления производителей и государства трудно поддается количественной оценке.

БЕЗУМНЫЙ АЖИОТАЖ В МОРСКОЙ ТРАНСПОРТИРОВКЕ

Снижение выручки совпало с увеличением прибыли некоторых посредников, говорят эксперты, в том числе Вакуленко, а также трейдеры российской нефтью.

После десятилетий низкой прибыли или убытков сектор мировой судоходной отрасли переживает финансовый бум от транспортировки российской нефти.

К числу таких компаний относятся государственная судоходная компания Совкомфлот, а также греческие предприятия TMS Tankers Management, Stealth Maritime, Kyklades Maritime, Dynacom, Delta Tankers, NGM Energy и New Shipping.

Некоторые греческие и норвежские владельцы танкеров продали свои старые суда по рекордным ценам судоходным фирмам, таким как Fractal Shipping, с владельцами в Дубае.

Все судоходные компании отказались предоставить комментарий о прибыли, которую они получают от российской нефти.

Согласно счету-фактуре, с которым ознакомился Рейтер, грузоперевзчик взял с продавцы российской нефти около $10,5 миллиона за один рейс танкера стандартного размера Aframax для доставки 700.000 баррелей нефти из балтийского порта на индийский НПЗ в январе.

Год назад подобное путешествие обошлось бы продавцу российской нефти в $0,5-$1,0 миллиона в зависимости от тарифов на доставку.

Для грузоперевозчика текущая стоимость такого рейса на сегодняшнем рынке составляет $0,5-$1,0 миллиона, то есть чистая прибыль перевозчика от одного рейса может составить $10 миллионов.

Один из трейдеров российской нефти охарактеризовал ситуацию в танкерном бизнесе как «безумно хорошую».

Недавно импорт российской нефти в Индию достиг рекордно высокого уровня, превысив 1,25 миллиона баррелей в сутки, что означает, что страна сэкономила более $500 миллионов в месяц на счетах за нефть, благодаря российской скидке около $15 за баррель.

Ведущие индийские импортеры - IOC, HPCL, BPCL, Nayara и Reliance - отказались комментировать скидки и прибыль.

Nayara на 49% принадлежит российской государственной нефтяной компании Роснефть, что означает, что часть прибыли косвенно достается России. Роснефть отказалась комментировать свою роль в Nayara и то, как она может вернуть часть прибыли.

Китай импортировал более 1,8 миллиона баррелей в сутки российской нефти в период с апреля 2022 года по январь 2023 года, сказала Эмма Ли из Vortexa Analytics.

Исходя из скидки в $10 за баррель на нефть марки ESPO и Urals на условиях поставки, это позволило китайским нефтепереработчикам сэкономить около $5,5 миллиарда за 10-месячный период, согласно расчетам Рейтер.

Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду (Дмитрий Жданников, Чен Айчжу, Нидхи Верма при участии Аратхи Сомасехар и Муюй Сюй)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку