Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

ЦБР не стал повышать ставку, ужесточив риторику и сигнал

(Добавлены комментарии главы ЦБР, аналитиков, новая редакция текста и заголовка)

Елена Фабричная

МОСКВА, 10 фев (Рейтер) - Российский Центробанк в пятницу сохранил ключевую ставку на уровне 7,50% и инфляционный прогноз на этот год в диапазоне 5-7%, заявив, что возросла вероятность повышения ставки для удержания инфляции в рамках прогноза.

«Проинфляционные риски в целом увеличились. Поэтому в текущем году вероятность повышения ставки превышает вероятность ее снижения. Целесообразность изменения ставки будет определяться развитием ситуации», - сказала глава ЦБР Эльвира Набиуллина на брифинге в пятницу.

ЦБР еще в заявлении отказался от нейтрального сигнала, перейдя к «ястребиной» риторике:

«При усилении проинфляционных рисков Банк России будет оценивать целесообразность повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях».

Аналитики, опрошенные Рейтер, ожидали сохранения ставки неизменной с одновременным ужесточением сигнала.

«Снижение ставки сегодня не рассматривалось. Звучали предложения о повышении ставки. Но тем не менее консенсус сложился по поводу сохранения ставки и некоторого ужесточения сигнала. И детально вариант повышения ставки не рассматривали», - рассказала Набиуллина о пятничных вариантах.

ЧТО ПРИВЕДЕТ К ПОВЫШЕНИЮ СТАВКИ

Среди рисков, баланс которых еще больше сместился в сторону проинфляционных, Набиуллина выделила группу факторов, которые могут привести к отклонению инфляции от базового прогноза, а, значит, и к реакции денежно-кредитной политики (ДКП).

Первое - это более значительные бюджетные

расходы

, чем ожидал ЦБ. В начале 2023 года их рост продолжился, и они влияют на совокупный спрос независимо от того, на что они используются.

«Даже когда средства направляются на инвестиционные проекты или на государственные закупки, значительная доля из них в конечном счете поступает работникам, занятым на этих проектах и производствах, в форме зарплат. Скорость, с которой влияние бюджетных потоков далее отразится на динамике цен, будет зависеть от того, в какие сроки они перерастут в потребление», - сказала Набиуллина.

Кроме влияния бюджетной политики, она отметила быстрое раскручивание потребления в условиях повышенных инфляционных ожиданий, растущую нехватку рабочих рук, отставание роста производительности труда от роста заработных плат и риски дополнительного ужесточения санкционных ограничений.

«Чтобы достичь прогноза инфляции 5–7% по итогам года, может понадобиться более высокая траектория ключевой ставки, чем предполагалось в октябре», - сказала Набиуллина.

В обновленном прогнозе на этот и следующий год ЦБР

повысил

диапазоны для средней ключевой ставки на 0,5 процентного пункта, до 7,0–9,0% годовых на 2023 год, и 6,5–7,5% годовых на 2024 год.

«Это не исключает возможности снижения ставки в этом году, но ее вероятность и масштаб уменьшились. И напротив, возросла вероятность того, что может понадобиться некоторое повышение ставки, чтобы в 2024 году инфляция соответствовала цели вблизи 4%», - сказала Набиуллина.

БУДЕТ ЛИ ПОВЫШЕНИЕ СТАВКИ?

ЦБР в очередной раз предупредил, что в случае дополнительного расширения бюджетного дефицита проинфляционные риски возрастут и может потребоваться более жесткая ДКП.

Позднее на брифинге Набиуллина допустила, что проинфляционный эффект со стороны бюджета может быть переоценен: в случае, если государственный спрос временно замещает сдержанный частный спрос, что ЦБР видит сейчас в экономике, то эффект на совокупный спрос может быть нейтральным.

«Если же происходит переход к устойчивому, более значительному структурному дефициту бюджета, если будет это происходить, то пространство для расширения частного спроса, роста кредита экономике сокращается. На данный момент мы исходим из объявленных решений правительства о постепенной консолидации бюджета», - добавила она.

Новых вводных от ЦБ прозвучало мало, все «крутится вокруг одних и тех же тезисов» про многочисленные риски, особенно риски для бюджета и потенциала экономики, сказал Дмитрий Полевой, директор по инвестициям ЛокоИнвест.

«Новый прогноз о средней ставке в 2023 по-прежнему допускает ОЧЕНЬ широкий диапазон её значений - от снижения до 6,50% до повышения к 11% к концу года ... Иными словами, мы не знаем, где может оказаться ставка (да и ЦБ, похоже), и для инвесторов это означает рост неопределенности и, как следствие, более высокую требуемую премию за неё», - написал он в обзоре.

Следующее заседание ЦБР об уровне ключевой ставки запланировано на 17 марта 2023 года и, вероятно, на нем также ставка будет сохранена на уровне 7,50%, говорят аналитики.

«В базовом сценарии мы ожидаем инфляцию на конец этого года в 7%, повышения ключевой ставки в середине года до 8% и сохранения её на этом уровне до конца года. В то же время риски скорее смещены в сторону более слабого курса рубля и более высокого дефицита бюджета в этом году. Реализация этого сценария может потребовать проведения более жесткой монетарной политики и повышения ключевой ставки в этом году до 8,5-9,0%», - сказал главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. (При участии Александра Мэрроу, Глеба Столярова, Оксаны Кобзевой, Владимира Солдаткина, Анастасии Лырчиковой, Дмитрия Антонова. Редактировала Анастасия Тетеревлева)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку