Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Ущерб экологии и инциденты в море: растущий теневой флот перевозит санкционную нефть

*

Данный материал был произведен в Гданьске для службы новостей Рейтер в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине.

ЛОНДОН, 23 мар (Рейтер) - Нефтяной танкер сел на мель у восточного побережья Китая, в результате чего произошел разлив топлива. Столкновение с участием другого танкера случилось недалеко от Кубы. Третий задержан в Испании за неуправляемый дрейф.

Эти суда входили в «теневой» флот, при помощи которого нефть попадала на зарубежные рынки из стран, в отношении которых действуют западные санкции, свидетельствует проведенный Рейтер анализ данных мониторинга морского трафика и аварий, а также интервью с более чем десятком специалистов отрасли.

Сотни судов присоединились к этой непрозрачной параллельной торговле за последние несколько лет в результате роста экспорта иранской нефти, а также ограничений, наложенных на продажу российских энергоносителей из-за «специальной военной операции» РФ в Украине, согласно комментариям сырьевых трейдеров, судоходных компаний, страховых фирм и регуляторов.

«Риск происшествий (на море) определенно растет, — сказал Эрик Ханелл из Stena Bulk. - Мы можем пострадать в порту ... потому что кто-то столкнется с нами или потеряет управление, так как этот риск гораздо выше на таких судах, поскольку они старше и не так хорошо обслуживаются».

Многие ведущие поставщики услуг сертификации, производители двигателей, а также страховые компании отказались от обслуживания судов, перевозящих нефть из попавших под санкции Ирана, России и Венесуэлы, что означает меньший контроль за морским транспортом с легковоспламеняющимся грузом на борту.

Ряд представителей отрасли опасаются, что параллельная торговля десятками миллионов баррелей нефти по всему миру может подорвать многолетние усилия для повышения безопасности судоходства после бедствий, включая выброс нефти из танкера Exxon Valdez в 1989 году на Аляске, нанесший огромный ущерб окружающей среде.

Согласно анализу Рейтер основанному на данных отслеживания судов и данных Lloyd's List Intelligence об инцидентах с судами, в прошлом году танкеры с санкционной нефтью или нефтепродуктами по крайней мере восемь раз садились на мель, сталкивались или едва избегали столкновения, включая инциденты у берегов Китая, Кубы и Испании.

Это столько же, сколько за предыдущие три года вместе взятые, хотя это все еще небольшая часть от общего числа, как показал анализ. В 2022 году в судоходной отрасли был зарегистрирован 61 инцидент.

Все восемь инцидентов обошлись без травм или серьезного загрязнения. Однако руководители некоторые компаний обеспокоены.

«У вас есть теневой флот, который не был так тщательно проверен, и это вызывает беспокойство», — сказал Ян Дилеман из Cargill. - У нас нет информации о техническом обслуживании и безопасности, поскольку на самом деле никто не поднимается на суда и не проводит проверки...«

Официальные представители Ирана, Венесуэлы и России, не признающих западные санкции, не ответили на запросы о комментариях для этого материала.

Некоторые из опрошенных судоходных компаний сообщили, что у производителей нефти, пострадавших от санкций, не было иного выбора, кроме как использовать менее тщательно проверенные суда, чтобы поддерживать экспортные потоки и пошатнувшуюся экономику.

НЕВИДИМЫЙ ФЛОТ?

Оценки размера теневого флота разнятся: представители отрасли оценивают его число от более чем 400 до свыше 600, или в примерно пятую часть всего мирового флота нефтяных танкеров.

»Наши данные показывают, что в настоящее время (теневой флот) насчитывает примерно 650 судов«, — сказал Андреа Оливи из Trafigura, по оценкам которой, две трети от этого числа составляют нефтетанкеры.

Количество танкеров, перевозящих иранскую нефть и нефтепродукты, за исключением флота самого государства, в марте превысило 300, по сравнению с 70 в ноябре 2020 года, отметила Клэр Юнгман из United Against Nuclear Iran (UANI).

Министр нефти Ирана ранее в марте сказал, что экспорт нефти из страны достиг максимума с момента повторного введения санкций США в 2018 году: в прошлом году на зарубежные рынки было поставлено на 83 миллиона баррелей больше, чем годом ранее.

Тем временем экономические ограничения Вашингтона и западных союзников, введенные в отношении Москвы в связи с конфликтом в Украине, привели к росту числа судов, причастных к теневой торговле, утверждают представители отрасли.

По словам некоторых из них, размеры теневого флота все сложнее поддаются оценке, учитывая сложный многоуровневый характер соблюдения санкций, действующих в отношении российской нефти. Ее поставки запрещены во многие западные порты и в отношении нее действует введенный странами Большой семерки ценовой потолок.

Рейтер не удалось независимо проверить данные о размере и темпах роста теневого флота.

Министерство финансов США не ответило на просьбу о комментарии по поводу судов с санкционной нефтью на борту. Представитель Госдепартамента сказал, что США стремятся выявить случаи уклонения от санкций в области морских перевозок, чтобы повысить безопасность судоходства и минимизировать риск возникновения экологических угроз.

РИСКОВАННЫЕ СУДА

Согласно анализу Рейтер, один из восьми инцидентов, выявленных в прошлом году, произошел с танкером Linda I, перевозившим российскую нефть. Судно был задержано в южном испанском порту Альхесирас в ноябре.

Управление торгового флота Испании подтвердило факт инцидента и сведения о грузе, сообщив Рейтер, что судну было разрешено забрать запасные части за пределами порта, но было замечено дрейфующим в сторону стоящих на якоре судов из-за неисправности навигационной системы.

»Судно было задержано за создание опасности для судов, стоящих на якоре вблизи него, и за ряд дефектов«, - говорится в сообщении ведомства.

Управление торгового флота также сообщило, что Linda I, помимо прочего, нарушило правила ООН о загрязнении окружающей среды, так как не имело системы очистки отработанных газов (скруббера), используя высокосернистое топливо. Ведомство оштрафовало судно на 80.000 евро ($85.800) и задержало его на период со 2 ноября по 27 декабря для устранения неисправностей.

Владелец Linda I, Spastic Oceanway, значится в базе данных Equasis в качестве управляющей фирмы Chanocean Management. Когда корреспондент Рейтер посетил адрес, обозначенный как корпоративный офис Chanocean в центре Гонконга, то не обнаружил никаких упоминаний ни об одной из компаний.

Согласно данным Lloyd's List Intelligence, на востоке Китая танкер Arzoyi, который, как следует из анализа UANI, перевозил иранскую нефть, сел на мель во время разгрузки на терминале Haiye Mercuria в Циндао 23 марта 2022 года, вызвав небольшой разлив нефти в акватории порта.

Три дня спустя судно Petion, перевозившее венесуэльскую нефть из порта Хосе, столкнулось с другим танкером у берегов кубинского города Сьенфуэгос, хотя причина столкновения и не была установлена, согласно анализу Рейтер.

Большая часть экспорта венесуэльской нефти находится под санкциями США.

С владельцем судна Arzoyi, который числится как панамская компания Vitava Shipping, связаться не удалось, а контактных данных Petion не было указано.

Морские власти КНР и Кубы не ответили сразу на запросы о комментариях.

Потенциальные риски, связанные с теневым флотом, проявились в 2021 году, когда Израиль сообщил о разливе нефти танкером с иранским сырьем в восточном Средиземноморье, в результате чего произошло загрязнение большого участка береговой линии.

ПЕРЕКАЧКА НЕФТИ С СУДНА НА СУДНО

По данным компании VesselsValue, около 774 танкеров из 2.296 мирового нефтяного флота имеют возраст 15 лет и более.

Хотя достоверно неизвестно, сколько из этих более старых судов являются частью теневого флота, благодаря строгой политике проверки крупных нефтяных компаний и сырьевых трейдеров можно предположить, что они, как правило, используют танкеры возрастом меньше 15 лет.

Некоторые представители отрасли отмечают, что перевалка нефти и других топливных грузов с судна на судно с участием теневых танкеров в море - вне контроля портовых властей - представляет значительные риски для безопасности и окружающей среды.

В 2019 году в Черноморском регионе загорелись два танкера во время перекачки топлива, после того как одному из них было отказано во входе в порт из-за санкций США. В результате инцидента погибли не менее 10 человек.

»Мы видим, как старые суда с неизвестными компаниями технического управления осуществляют перевалку с судна на судно посреди Атлантики«, - сказал Оливи из Trafigura.

»Риски крупного инцидента с последующим загрязнением очень высоки".

($1 = 0,9321 евро)

Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:

(Джонатан Сол при участии Эммы Пинедо и Дэвида Латона в Мадриде, Серхио Гонсалвеса в Лиссабоне, Марианны Парраги в Хьюстоне, Фары Мастер в Гонконге, Тимоти Гарднера в Вашингтоне, Парисы Хафези в Дубае и бюро Рейтер в Пекине)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку