Чуть больше месяца назад я выступил с речью накануне Мюнхенской конференции по безопасности. С тех пор произошло много замечательных вещей. И они произошли так быстро, что есть смысл сравнить мои прогнозы месячной давности с реальными событиями.
Самые большие изменения случились в глобальной климатической системе. Здесь я имею в виду как климатические события, так и понимание этих событий климатологами. Главная идея, которую я хотел донести в Мюнхене, заключалась в том, что глобальная климатическая система сильно зависит от происходящего внутри Северного полярного круга.
Раньше климатическая система Северного полярного круга была отделена от глобальной. Ветры дули в предсказуемом направлении против часовой стрелки. Однако из-за вмешательства человека разделения между климатической системой Арктики и глобальной системой практически больше нет.
Холодный воздух стал утекать из Заполярья, а заменяет его тёплый, поступающий извне. И поэтому за последние сорок лет температура в Арктике повысилась в четыре раза сильнее, чем в остальном мире, при этом темпы потепления опасно ускоряются. За месяц с момента моего выступления, температура в Арктике подскочила выше нормы на двадцать с лишним градусов по Цельсию, поставив рекорд и усилив озабоченность по поводу темпов таяния Гренландского ледяного щита.
Понимание учеными процесса потепления сильно возросло за это время. Им удалось доказать, что выброс метана, гораздо более мощного и опасного парникового газа, чем углекислый газ, больше, чем можно объяснить источниками, связанными с деятельностью человека. Этот вывод предполагает существование других источников, но и они могут быть обусловлены человеком: например, увеличение выбросов метана из нагревающейся вечной мерзлоты — результат вмешательства людей в природу.
Все больше климатологов считают уместным объявить чрезвычайную ситуацию, поскольку при нынешних темпах глобальное потепление неизбежно превысит 1,5ºC. Как заявил в прошлом месяце сэр Дэвид Кинг, главный научный советник британского правительства при Гордоне Брауне и глава Консультативной группы по климатическим кризисам, нам необходимо «быстро сократить выбросы и удалить избыточные парниковые газы, но, что действительно важно и срочно, — снова заморозить Арктику».
Это довольно сложная программа, и мы уже отстаем от графика.
Другая область, в которой произошли важные изменения, — это война России против Украины. До октября Украина побеждала на поле боя. Затем Россия с помощью Ирана в больших масштабах внедрила беспилотники. Их целью было подорвать боевой дух украинцев, лишив мирное население электричества, тепла и воды. Это заставило Украину занять оборонительную позицию.
Регулярная российская армия находится в отчаянном положении. Она плохо управляема, плохо оснащена и сильно деморализована. Владимир Путин понял это и пошел на отчаянную авантюру. Он обратился к Евгению Пригожину и его армии наемников.
Путин разрешил Пригожину вербовать заключенных из российских тюрем. С помощью бывших заключенных и ценой огромных потерь их жизни и жизни других наемников ЧВК Вагнера начала завоевывать территории вокруг города Бахмут, в то время как регулярная армия оставалась в тупике или теряла позиции в других местах.
Путинская авантюра сработала — до определенного момента. Регулярная армия, почувствовав угрозу, начала бюрократическую войну против Пригожина, в которой победила. Они следили за тем, чтобы Пригожину запретили вербовать больше заключенных, и снабжали бойцов Вагнера неправильными типами боеприпасов.
В последние недели Пригожин обнародовал свои жалобы, что поставило Путина в затруднительное положение. Путин пытался помочь Пригожину, но истеблишмент поддержал регулярную армию. Вместе они убедили Путина, что Пригожин представляет угрозу для его дальнейшего правления.
Украина пользуется этой российской распрей. Президент Владимир Зеленский посоветовался с руководителями своей армии, и они единодушно рекомендовали пропустить армию Пригожина через пресловутую мясорубку, пока она находится в таком невыгодном положении.
Таким образом, украинские силы смогут перейти в контрнаступление, когда получат современное вооружение, в частности танки Leopard 2, как им пообещали. Это должно произойти примерно в мае, но может быть, и раньше.
Таким образом, большинство важных предсказаний, которые я сделал месяц назад в Мюнхене о войне, в том числе то, что мощное весеннее наступление Украины решительно переломит ситуацию, скорее всего, сбудутся.
Я знаю, конечно, что в ряде авторитетных изданий были опубликованы статьи, рисующие гораздо более мрачную картину хода войны. Как объединить их видение с оптимистичным взглядом, которого я придерживаюсь? Только признав, что российская кампания по дезинформации была успешной.
Путин отчаянно нуждается в прекращении огня, но не хочет этого признавать. Председатель КНР Си Цзиньпин находится в той же лодке. Но президент США Джо Байден вряд ли ухватится за эту мнимую возможность договориться о перемирии, потому что он пообещал, что США не будут вести переговоры за спиной Зеленского.
Страны бывшей советской империи, стремящиеся отстоять свою независимость, с нетерпением ждут, когда российская армия будет разгромлена в Украине. В этот момент мечта Путина об обновленной Российской империи распадется и перестанет представлять угрозу для Европы.
Поражение русского империализма будет иметь далеко идущие последствия для остального мира. Это принесет огромное облегчение открытым демократическим обществам и создаст огромные проблемы для закрытых авторитарных. Но самое главное, это позволит миру сосредоточиться на главной проблеме — изменении климата.
Перевод The Moscow Times публикации Project Syndicate.