(Повтор сообщения от 6 апр, текст без изменений)
НЬЮ-ДЕЛИ/ЛОНДОН, 10 апр (Рейтер) - Мировые поставщики выбирают для перевозки дизельного топлива и других продуктов более длинные и дорогостоящие маршруты, увеличивающие выбросы углекислого газа в атмосферу, меняя глобальные маршруты энергоносителей на фоне санкций, введенных Западом против грузов из России.
Вследствие вступившего в силу 5 февраля эмбарго Европейского союза на российское топливо, танкеры, перевозящие бензин, дизель, авиакеросин и нафту, тратят от 16 до 18 дней, чтобы доставить российский груз в Бразилию или американскую продукцию - в Европу, по информации от двух источников в судоходной отрасли.
Это больше, чем четыре-шесть дней, за которые суда раньше добирались из России в Европу, сказали два источника: брокер крупной судоходной компании и фрахтователь, торгующий российской нафтой, которая используется для производства пластмасс и нефтехимических продуктов.
Ограничение было введено в дополнение к запрету на поставки сырой нефти по морю из РФ в Евросоюз в конце прошлого года, а также ценового потолка, установленного западными странами.
С начала действия ограничения индекс Clean Tanker, публикуемый биржей Baltic Exchange, который измеряет средние фрахтовые ставки на перевозку топлива по некоторым наиболее популярным маршрутам в мире, вырос более чем в два раза.
«Не только значительно увеличилась длительность перевозок, но и изменились маршруты, ограничив операции судов на других рынках чистых нефтепродуктов», - отметил в аналитической записке от 31 марта Дилан Симпсон их Vortex.
Москва, стремясь компенсировать потерю европейских контрактов, отправляет топливо на более отдаленные рынки: в Бразилию, Турцию, Нигерию и Марокко, в то время как Европа импортирует больше энергоресурсов, в частности дизельного топлива, из Азии и с Ближнего Востока, согласно данным Refinitiv и Kpler.
Азиатские грузы, в свою очередь, замещенные российским топливом в Африке и восточном Средиземноморье, перенаправляются на временное хранение в Сингапур, сообщили два источника в нефтеперерабатывающей отрасли в северо-восточной Азии.
Европейские импортеры, получавшие до начала «спецоперации» Москвы в Украине грузы нафты из России в Антверпен за четыре дня, теперь вынуждены 18 дней ждать альтернативных поставок из США, сказал источник в судоходной компании.
США также становятся главным поставщиком тяжелой нафты в Европу на фоне запрета ЕС и введенного странами G7, ЕС и Австралией ценового потолка на российскую нафту в $45 за баррель и дизельное топливо и бензин в $100 за баррель для операций с использованием западных судов и страховки. Тем временем Бразилия, традиционно импортирующая нафту из США, увеличивает закупки у России по более привлекательным ценам.
Однако путь из России в Бразилию может занимать по крайней мере 18 дней, а стоимость одного рейса доходит до $7 миллионов, почти вдвое превышая стоимость транспорта из США, сообщил фрахтовщик, работающий на российском рынке.
За первые три недели марта Бразилия получила около 240.000 тонн российского дизельного топлива и газойля, увеличив долю России в своем импорте до 25% в марте с 12% в феврале и менее 1% в прошлом году, отметил Бенедикт Джордж из Argus.
«До февраля Европа оставалась основным рынком российского экспорта нефтепродуктов, однако в течение месяца произошел серьезный разворот», - говорится в отчете танкерного брокера E A Gibson.
БОЛЬШЕ РАССТОЯНИЕ, БОЛЬШЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ
Объем поставок российских нефтепродуктов в Бразилию в марте вырос до 3,07 миллиарда тонно-миль с 941 миллиона тонно-миль в ноябре, согласно данным компании VesselsValue.
Поставки из России в Нигерию увеличились до 1,88 миллиарда тонно-миль в марте с нуля в ноябре, показали подсчеты VesselsValue.
Согласно этим данным, объемы чистых нефтепродуктов, доставленных в Саудовскую Аравию, в марте подскочили до 1,75 миллиарда тонно-миль с 31 миллиона в ноябре, а мартовские поставки в Объединенные Арабские Эмираты составили 4,43 миллиарда тонно-миль по сравнению с 2,85 миллиарда в ноябре.
Также в марте российские поставки чистых продуктов в Того достигли 973 миллионов тонно-миль при нулевых ноябрьских объемах.
В натуральном выражении бразильский импорт нефтепродуктов из России составил около 284.000 метрических тонн в феврале, по сравнению с 73.300 тоннами в сентябре, показали данные VesselsValue. В то же время российский экспорт в Нидерланды снизился до 238.200 тонн в феврале с сентябрьских 1,15 миллиона тонн.
Более дальние расстояния приводят к удорожанию российских товаров по сравнению с европейскими поставками.
Согласно рыночным оценкам, фрахт стандартного груза в 37.000 тонн нефтепродуктов из Великобритании или Европы в Западную Африку стоит $55,77 за тонну. Для сравнения, ориентировочная ставка перевозки грузов из балтийских портов России в Нигерию составляет $174,24 за тонну, в Марокко - $103,84, а в Египет - около $150.
Более длительные маршруты также, вероятно, приводят к росту выбросов от судовых моторов.
По словам Валентина Симона из аналитического центра Transport & Environment в Брюсселе, удлинение на 10% маршрутов всех танкеров, следующих в Европейскую экономическую зону и обратно, повышает выбросы в атмосферу примерно на 1,5 миллиона тонн углекислого газа, что соответствует годовому объему выхлопных газов примерно 750.000 автомобилей в Европе.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Мохи Нараян в Нью-Дели, Джонатан Соула и Шадия Насралла в Лондоне, при участии Трикси Яп в Сингапуре и Натальи Чумаковой в Москве, перевел Томаш Каник)