Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Казахстан наращивает экспорт нефти в обход РФ по Транскаспийскому маршруту

МОСКВА, 21 апр (Рейтер) - Казахстанские нефтяные компании увеличили экспорт нефти и газоконденсата по Транскаспийскому морскому маршруту из порта Актау в азербайджанский Баку в первом квартале текущего года в шесть раз по сравнению с аналогичным периодом 2022-го до 163.436 тонн, по данным Refinitiv, Казмортрансфлота и источников в отрасли. Казахстан наращивает экспорт нефти в обход России по запасным маршрутам, добиваясь диверсификации поставок, о которой летом 2022 года говорил президент страны Касым-Жомарт Токаев. Однако пока основным экспортным маршрутом остаётся Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) с конечной точкой на российском морском терминале Южная Озереевка около Новороссийска, а доля альтернативных поставок невелика. НАЗАД В БУДУЩЕЕ В 2022 году Казмунайгаз, владеющий национальным морским перевозчиком Казмортрансфлот (КМТФ), заключил соглашение на транзит нефти в 2023 году через Каспийское море и трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) с Азербайджанской государственной нефтяной компанией SOCAR. Соглашением предусмотрен транзит нефти с месторождений Тенгиз и Кашаган на экспортные рынки через территорию Азербайджана общим объемом 1,5 миллиона тонн с дальнейшим увеличением до 5 миллионов тонн. В рамках данного соглашения не менее 50% предоставляемой транзитной нефти должно перевозиться танкерами Казмортрансфлота. КМТФ возобновил экспорт нефти Тенгиз после восьмилетнего перерыва 7 апреля, по данным компании. При этом другие производители нефти Казахстана также активно пользуются морским маршрутом из Актау в Азербайджан. За период с января по март 2023 года из порта Актау было отгружено в Азербайджан 30.446 тонн сырья компании Total&Dunga, нефть компании Бузачи нефть, конденсат Жаикмуная, а поставки с месторождений Тенгиз и Кашаган составили 19.221 тонн и 6.900 тонн соответственно. Из этого объема 104.000 тонн нефти было направлено на терминал Сангачал и далее в нефтепровод БТД, остальное - на терминал Дюбенди, откуда казахстанскую нефть можно поставлять на Бакинский НПЗ или железнодорожным транзитом в грузинский порт Батуми, сообщил представитель КМТФ в письменном ответе на запрос Рейтер. Пресс-служба компании SOCAR Trading на запрос Рейтер сообщила, что в 2022 году компания поставила из Актау в Баку порядка 240.000 тонн нефти для прокачки по нефтепроводу БТД. Азербайджан и Казахстан обсуждают возможность транспортировки 5 миллионов тонн казахстанской нефти по нефтепроводу Баку-Супса. По информации трейдера, казахстанские производители опасаются рисков отказа от покупки нефти из российских портов из-за санкций Запада. «Партии нефти с отгрузкой из российских портов остаются токсичными для многих европейских покупателей, даже если это казахстанская нефть KEBCO, отгрузки по альтернативным маршрутам - это не столько вопрос экономики, сколько возможности сбыта в обход Транснефти», - сказал трейдер. ПОДДЕРЖКА С МОРЯ С целью развития альтернативных маршрутов экспорта казахстанской нефти КМТФ совместно с компанией AD Ports Group (ОАЭ) планирует нарастить танкерный флот для поддержки оффшорных проектов в Каспийском море до 10 единиц, сообщил Рейтер представитель судоходной компании, не уточнив срок реализации проекта. Ранее пресс-служба КМТ сообщала о закупке двух танкеров дедвейтом по 8.000 тонн для экспорта нефти по Каспию, финансирование которых осуществляется за счет средств КМГ и AD Ports. «В ближайшее время, надеемся, будет заключен контракт на их покупку с компанией Damen Shipyards, и до конца текущего года танкеры начнут оперирование в Каспийском море», - говорится в письменном сообщении КМТФ. Два новых танкера позволят КМТФ перевозить по маршруту Актау-Баку около 800.000 тонн нефти в год, что составляет 50% от 1,5 миллиона тонн нефти в год, предусмотренных транзитным соглашением с SOCAR, отмечено в сообщении КМТФ. Партнеры также рассматривают участие в развитии инфраструктуры порта Актау и порта Батуми (Грузия), которые являются звеньями маршрута ТМТМ. До конца 2023 года КМТФ планирует перевезти 750.000 тонн нефти из Актау в Баку, по данным судоходной компании. Ниже представлены объемы экспорта казахстанской нефти из порта Актау в направлении Баку и Махачкалы, в тоннах: Направление янв 23 фев 23 мар 23 янв-мар 2023 янв-мар 22 Изм в % 2022 Актау-Махачкала 154.869 171.603 165.283 491.755 459.651 7 2.018.145 Актау-Баку 82.653 39.531 41.252 163.436 28.875 466 249.742 Всего: 237.522 211.134 206.535 655.191 488.526 34 2.267.887 (Приучастии Наили Багировой в Баку)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку