Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

ЦБР назвал главным вызовом ужесточение санкционного контроля

МОСКВА, 19 мая (Рейтер) - Риск ужесточения санкционного контроля является самым главным вызовом для российского финансового рынка, считает первый заместитель председателя ЦБР Владимир Чистюхин.

«Для меня ужесточение санкционного контроля в себя включает три понятия - и ограничения в торговле, и доступ к технологиям и ограничения в платежах, - это все вырастает из санкций», - сказал Чистюхин, выступая на форуме в Казани.

«Хотя рынок финансовый очень склонен к инновационности, он не меньше любит тишину и стабильность, и из-за санкций фактор неопределенности резко вырастает. Мы не можем говорить о долгосрочном доверии, которое создается годами и разрушается в один миг, потому что постоянно настолько сильные входящие изменяющие действительность параметры, что надо на них реагировать получается несистемно, а ad-hoc, постоянно находиться в рамках кризисного управления».

«Эта история очень сложная, она тяжела и физически, и эмоционально, требует постоянной перестройки бизнеса. С этим точно можно справляться, но является ли это идеальными условиями? Конечно же, нет», - добавил он.

«И мы понимаем, что эта неопределенность ужесточающихся внешних условий, - это, наверное, самый главный вызов, который с нами, и мы все ждем 11-го пакета санкций (ЕС) и сегодня с утра читаем про Великобританию и Австралию», - сказал Чистюхин.

Великобритания в пятницу объявила о новом раунде санкций в отношении России, под которые попали также Росбанк, Тинькофф Банк, банк ДОМ.РФ, FESCO, АФК Система, Северсталь, Полюс, ММК, компании, связанные с Росатомом.

Австралия также в пятницу ввела ограничения против нескольких российских банков, компаний и чиновников.

«Бомбардировка санкциями продолжается, но и российская экономика в 2022 году и финансовый рынок показали, что они достаточно устойчивые, да, потери серьезные и удары значимые..., но крупные банки заработали за первый квартал прибыль, и она немаленькая», - сказал Чистюхин.

Крупнейшие российские банки, попавшие под западные санкции в прошлом году, смогли заработать рекордную прибыль в первом квартале 2023 года.

Первый зампред правления Сбербанка Александр Ведяхин спросил Чистюхина о дальнейшем развитии фондового рынка, в частности, возможен ли в России «иранский эффект». Биржевой индекс давно живущей под санкциями исламской страны с 2019 года по 2020 год вырос в шесть раз на фоне того, что свободная ликвидность населения, ограниченного в инвестициях за пределами страны, пошла на локальный рынок.

«Я верю, что через какое-то время у нас пойдет иранский сценарий в том смысле, что с большой, со значимой опорой на внутреннего инвестора, может быть, через какое-то время через привлечение внешних инвесторов мы сумеем очень серьезно расти на фондовом рынке и рынке капитала», - сказал Чистюхин.

«В моменте внешние инвесторы ушли, но их замещают розничные инвесторы».

Поэтому ЦБР, по его словам, должен создать для розницы и институциональных инвесторов максимально комфортные условия для инвестирования.

«Есть проблема доверия как внешних, так и внутренних инвесторов», - сказал Чистюхин, напомнив, что заблокированными остаются активы на триллионы рублей.

По его словам, чтобы пришли инвесторы даже из «дружественных» России стран, им нужно понять насколько стабилен российский рынок. (Елена Фабричная. Редактировала Анастасия Тетеревлева)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку