МОСКВА, 14 июн (Рейтер) - Крупнейший в России банк - Сбербанк - способен генерировать высокую прибыль в ближайшие годы и, как следствие, направлять часть этой прибыли на дивиденды, сказал в интервью Рейтер вице-президент, директор департамента финансов банка Тарас Скворцов.
Сбербанк допускает выпуск юаневых облигаций до конца 2023 года, если появится «окно возможностей», и продолжит занимать на рублевом рынке.
Ниже следуют развернутые высказывания Скворцова:
О ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКЕ:
В 2021 году Сбербанк заработал рекордную прибыль - больше 1,2 триллиона рублей, но после введения в начале 2022 года масштабных западных санкций против России и против Сбера, у нас и у большинства аналитиков были достаточно негативные экономические прогнозы по снижению ВВП и состоянию банковского сектора РФ. Поэтому акционеры Сбера приняли решение поддержать банк, создать необходимый запас капитала, который позволил бы даже в самом негативном сценарии обойтись без государственной поддержки. У государства и так было много расходов, поэтому мы приняли принципиальное решение, что должны в этой ситуации обойтись своими средствами и не обращаться к властям за помощью.
Время показало, что фактическое падение ВВП составило лишь 2,1%, и ситуация в экономике оказалась намного лучше любых ожиданий. Более того, мы за 2022 год смогли даже заработать прибыль за счет того, что активно занимались повышением своей эффективности и максимально старались минимизировать потери, связанные с внешними санкциями и со снижением экономики. Банк практически не применял послабления, которые предлагал регулятор.
В любой ситуации основной приоритет – это надежность банка, поэтому, когда встал вопрос о выплате дивидендов за 2022 год, то в первую очередь мы руководствовались именно этим. Критически важно – соблюдение регуляторных требований и нормативов, плюс необходимый буфер капитала, чтобы в условиях волатильности не опускаться до минимальных значений нормативов достаточности.
Еще один важный момент – мы всегда должны иметь капитал, чтобы в рамках стратегии на ближайший год обеспечивать ожидаемый рост бизнеса.
Весь остальной капитал или прибыль подлежит распределению в виде дивидендов. Сбер всегда в этом отношении был последователен и это не изменится.
Рассматривая все факторы, мы поняли, что, исходя из размера прибыли за 2022 год и учитывая, что мы не платили дивиденды за 2021 год, у нас есть возможность для распределения капитала в большем размере, чем прибыль за 2022 год. Поэтому выплаченная сумма дивидендов в размере 565 миллиардов рублей учитывает и 2022 год полностью, и часть прибыли за 2021 год.
Если не будет новых требований со стороны регулятора и ситуация в экономике продолжит оставаться такой, как сейчас, то конечно, на горизонте ближайших лет мы тоже видим возможности у Сбера генерировать высокую прибыль и, как следствие, направлять часть этой прибыли на дивиденды.
Когда мы в этом году принимали решение о дивидендах, то оценивали влияние выплат на уровень достаточности капитала, это примерно 1,5 процентного пункта. Исходя из того, что на 1 апреля достаточность капитала по МСФО по всей группе выше 15%, то даже с учетом выплаты дивидендов мы будем иметь надежный запас по этому показателю.
О РАСКРЫТИИ ОТЧЕТНОСТИ И БЫСТРОМ ЗАКРЫТИИ ДИВИДЕНДНОГО ГЭПА:
Сбер пока раскрывается в довольно ограниченном формате, но мы считаем это крайне важной практикой. Рынок нашу открытость и прозрачность очень ценит, инвесторы на нас надеются и ждут, что мы и дальше будем так поступать.
Вы правы, в этом году мы закрыли дивидендный гэп всего за 11 торговых дней, хотя в предыдущие годы на это уходило гораздо больше времени – от 30 и более дней. Очевидно, инвесторы реагируют на наши результаты и системный подход к раскрытию отчетности очень позитивно.
По данным Московской биржи, у инвесторов огромный интерес к акциям Сбербанка – в портфелях частных инвесторов мы с огромным отрывом лидируем. Наши акционеры ждут от нас больше информации, поэтому мы много времени уделяем прозрачности, аналитическое покрытие по Сберу восстанавливается. Еще несколько месяцев назад анализа по инвестиционному потенциалу Сбера было гораздо меньше.
Мне кажется, в прозрачности Сбер задает некий стандарт, и остальные участники рынка стремятся быть на нашем уровне, понимая, что это дает хорошую отдачу.
О РАБОТЕ С ЗАБЛОКИРОВАННЫМИ АКТИВАМИ:
Весь год мы работали над тем, чтобы минимизировать последствия санкций – часть активов мы вернули - это продажа ряда дочерних банков, сделки по продаже иностранных активов Сбера. По тем активам, которые остаются замороженными, мы в прошлом году приняли решение полностью создать резервы. И дальше любое движение по возврату активов будет иметь только положительное влияние на прибыль и на капитал.
ПЛАНИРУЕТ ЛИ СБЕР ПОСЛЕ ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК В ЗАКОН ВЫДЕЛИТЬ ЗАБЛОКИРОВАННЫЕ АКТИВЫ С БАЛАНСА БАНКА В ОТДЕЛЬНОЕ ФИНАНСОВОЕ ОБЩЕСТВО?
Мы следим, конечно, за этой инициативой. Но пока не ясны до конца все элементы механизма и как это будет работать. Поэтому никаких шагов в этом отношении не предпринимаем.
СБЕРБАНК НАМЕРЕН ОБНОВИТЬ РЕКОРД ПО РАЗМЕРУ ПРИБЫЛИ ПО ИТОГАМ 2023 ГОДА, ЗА СЧЕТ ЧЕГО?
Вы видели результаты Сбера за первый квартал, они были рекордными. Мы продолжаем развиваться, и то повышение эффективности, произошедшее в прошлом году, будет иметь долгосрочные последствия. У нас капитал превысил 6 триллионов рублей, мы повысили прогнозы темпов роста банковского бизнеса, который в среднем растет на 15-16% и даже больше. И, конечно, основной вклад в результаты Сбера даст возобновление роста экономики, которое идет лучше наших ожиданий.
Поэтому практически по всем показателям мы подняли прогнозы, по главному индикатору, рентабельности капитала, ожидаем уровень выше 22%. По комиссионным доходам ожидается рост на 12% по всем ключевым составляющим – по банковским картам, расчетно-кассовому обслуживанию и другим видам. Мы видим устойчивую динамику в первом квартале и прогнозируем этот тренд и в последующие периоды.
Результаты Сбербанка являются устойчивыми. В прибыли банка в первом квартале не было разовых доходов, поэтому по мере роста бизнеса мы увидим тенденцию к росту прибыли. Будем добиваться высоких показателей и в последующие кварталы. Мы не видим первый квартал как некий предел по прибыли, выше которого мы уже не сможем зайти. По мере роста бизнеса прибыль будет расти, и мы будем радовать инвесторов своими результатами.
ЧЕМ БАНК БУДЕТ КОМПЕНСИРОВАТЬ ПАДЕНИЕ ЧИСТОГО ПРОЦЕНТНОГО ДОХОДА В ЭТОМ ГОДУ, КОТОРОЕ ПРОИЗОЙДЕТ ИЗ-ЗА ВЫБЫТИЯ ДОРОГИХ КРЕДИТОВ 2022 ГОДА?
Корректнее говорить о некотором снижении маржи, чем о снижении процентного дохода. Действительно, по нашему прогнозу, процентная маржа будет в среднем по году порядка 5,5% и это несколько ниже, чем было в первом квартале. Основное изменение – это погашение высокодоходных кредитов с учетом государственных субсидий, которые мы выдавали во втором квартале 2022 года в рамках госпрограммы. Но есть факторы и регуляторного влияния, такие как повышение ставок отчислений в обязательные резервы. В прошлом году они были снижены для помощи банкам, в этом году ЦБ их восстанавливает и возвращает к докризисным уровням.
ЦБ также ограничил выдачу потребительских кредитов заемщикам с большим объемом платежей по обслуживанию кредитов, и это тоже влияет на маржу Сбера.
На наш взгляд, важно смотреть не только за маржой, но и за процентным доходом, а он как раз больше связан с динамикой кредитного портфеля и ростом бизнеса. Сейчас мы видим, что рост портфеля идет очень хорошими темпами, и точно в этом году не ожидаем снижения чистого процентного дохода (ЧПД).
Плюс мы в рамках стратегии активно идем в высокомаржинальные сегменты, в корпоративном – это малый и средний бизнес, в розничном – это кредитные карты, потребкредиты, автокредитование. Все это будет помогать нарастить ЧПД и поддержать процентную маржу на определенном уровне. Поэтому со стороны выбывающих кредитов есть определенное давление, но в целом мы смотрим позитивно на наши доходы.
ТО, ЧТО СБЕР АКТИВНО ИДЕТ В КОРПОРАТИВНЫЙ СЕГМЕНТ, - ЭТО ПОТОМУ, ЧТО СНИЗИЛАСЬ КОНКУРЕНЦИЯ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ЧАСТЬ ЗАРУБЕЖНЫХ БАНКОВ УШЛА ИЛИ ПЕРЕСТАЛА КРЕДИТОВАТЬ, ИЛИ ВСЕГДА БЫЛ ТАКОЙ ПОТЕНЦИАЛ?
В основном это связано с тем потенциалом роста экономики и бизнеса. Практически по всем рынкам – и в ипотеке, и в малом-среднем бизнесе – мы видим незанятые ниши. И второй фактор – это отложенный спрос прошлого года. В 2022 году многие клиенты Сбера очень осторожно смотрели на кредитование, все-таки и ставки на рынке были высокими большую часть года. И сейчас идет оживление – реализуется отложенный спрос, поэтому первый квартал превзошел все ожидания по динамике рынков.
В последние месяцы – апрель и май, тоже видим хороший спрос на кредиты. Наш отчет за май подтверждает сохранение позитивных тенденций. Поэтому мы подняли прогнозы на год по росту кредитования.
Что касается замещения иностранного фондирования, то это произошло для определенной части корпоративного сегмента – крупнейших клиентов, которые раньше имели возможность привлекать финансирование на западных рынках. Понятно, что сейчас эта возможность у них практически свелась к нулю. Поэтому они обращаются к банку, мы видим и рост выпусков облигаций на российском рынке. Сейчас на фоне стабильной экономической ситуации кредитование запустилось и поддерживает вклад банковского сектора в ВВП.
ВТБ СОБИРАЕТСЯ АКТИВНО ВЫХОДИТЬ В МАССОВЫЙ СЕГМЕНТ, ВИДИТЕ ЛИ ВЫ РИСКИ ДЛЯ ДОЛИ СБЕРА?
Что касается других банков, то, конечно, Сбер конкуренцию приветствует. Правильная конкуренция помогает нам становиться лучше и двигаться вперед, это хорошо и для нас, и для рынка. Чем больше конкуренция, тем больше проникновение банковских услуг, тем выше безналичный оборот и лучше финансовая грамотность. От этого выигрывает весь банковский сектор, а поскольку мы лидер финансового сектора России, то получаем свои преимущества.
ВТБ всегда присутствовал в массовом сегменте, но если коллеги будут выходить в новые ниши, то для нас это будет стимулом еще больше совершенствовать наши продукты и предлагать клиентам лучшие сервисы.
Стратегия Сбера до 2026 года, которую мы сейчас разрабатываем, находится в активной стадии обсуждения. Планируем ее представить в конце 2023 года широкому кругу инвесторов, аналитиков, журналистов и клиентов. Подробно тогда расскажем, на чем будем фокусироваться. Но сейчас называть новые направления стратегии было бы неправильно, так как на уровне менеджмента эти решения еще не утверждены.
ВЫСОКАЯ ПРИБЫЛЬНОСТЬ СБЕРА ПОЗВОЛИТ ЕМУ ПЕРЕЙТИ НА ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ДИВИДЕНДЫ В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ?
Мы напрямую не связываем вопросы высокой прибыльности, рентабельности и периодичности выплаты дивидендов. Считаем, что та практика выплаты дивидендов, которой мы сегодня придерживаемся – один раз в год – является наиболее оптимальной с учетом высокой волатильности на рынке. И в рамках дивидендной политики, которую мы представим вместе со стратегией, в этой части изменений мы не ожидаем.
О РОСТЕ КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ, КОТОРЫЙ ПОТРЕБУЕТ ОТ БАНКА АКТИВНОГО ПРИВЛЕЧЕНИЯ ФОНДИРОВАНИЯ:
Вы правы, для роста портфеля, который сейчас наблюдается, необходимо фондирование, и мы сегодня максимально используем все возможности, которые дает рынок. Главным источником фондирования для Сбера является привлечение средств клиентов, прежде всего, средств физических лиц, и поэтому для нас так важно, что данный сегмент растет в этом году существенно быстрее, чем наши ожидания. Это сильно расширяет возможности для кредитования.
Но, конечно, рынок облигаций тоже хорошо растет, мы этим пользуемся и выпускаем свои ценные бумаги. С начала этого года мы привлекли на рынке облигаций более 140 миллиардов рублей. Все наши выпуски доступны для физических лиц, почти половину этой суммы вложили в облигации именно частные инвесторы.
При условии хорошей рыночной ситуации будем стремиться до конца года сделать еще выпуски облигаций. Для нас всегда имеет значение объем и цена, поэтому, когда появляются новые возможности, мы используем этот инструмент в качестве источника фондирования.
Мы смотрим не только на рублевые бумаги, но и на другие, в том числе, возможно, в будущем будем выпускать облигации в юанях. Мы изучаем рынок и если там будет активный спрос, хорошая ликвидность в юанях и приемлемая цена, то тогда организуем выпуск облигации в этой валюте.
Пока наблюдается хороший спрос на вклады в юанях, особенно у частных клиентов, которые переводят свои сбережения из долларов и евро на вклады в китайской валюте. С начала года у Сбера в полтора раза вырос портфель вкладов в юанях и пока в основном клиенты используют этот инструмент больше, чем облигации. Но ситуация меняется, и, возможно, что до конца этого года появится окно возможностей, то мы выпустим юаневые облигации.
ВЫ НЕ ВИДИТЕ СЕЙЧАС ДОСТАТОЧНОЙ ЮАНЕВОЙ ЛИКВИДНОСТИ НА РЫНКЕ? ЭТО ВЛИЯЕТ НА ВАШИ ПЛАНЫ ВЫПУСКАТЬ ОБЛИГАЦИИ В ЮАНЯХ?
Да, конечно, это влияет. Волатильность обусловлена небольшим размером рынка в юанях. Всё-таки рынок долларов и евро был намного больше и масштабнее, чем пока есть рынок в юанях. Поэтому, чтобы вывести на рынок облигации с большой суммой, объем этого рынка должен быть значимее, чем сейчас. Поскольку цепочки поставок, оплат и перехода на юани в расчетах сейчас находятся в очень активной стадии, то это отражается на волатильности юаневых ставок.
О ПЛАНЕ ВЫПУСКА ОБЛИГАЦИЙ НА 2023 ГОД:
Точного плана мы не раскрываем. Это очень сильно зависит от цены и от предложения. Ситуация очень быстро меняется. Если обстановка будет хорошая, будем делать выпуски и суммы будут расти.
ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ СБЕРИНДЕКС О ПЕРСПЕКТИВАХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА? ЦБ УВИДЕЛ ПРИЗНАКИ ПЕРЕГРЕВА ЭКОНОМИКИ, ВИДИТ ЛИ ЭТО СБЕР?
По данным СберИндекса, сейчас наблюдается очень сильный спрос в категориях услуг и общественного питания. В непродовольственных товарах, особенно в товарах длительного пользования, таких как мебель, строительные материалы, бытовая техника, восстановление спроса сейчас только началось. Но рост год к году виден только на фоне спада, который был по этим категориям в 2022 году в этот период.
Что касается продовольственных товаров, то там темпы роста замедлились до 1,5% на фоне высокой базы прошлого года, и, конечно, сложно этот спрос называть перегретым. На наш взгляд, речь идет о восстановительном росте, компенсирующем прошлогоднее снижение, и перегрева мы не видим ни в одном из секторов.
О ДОЛЕ ДОХОДОВ ОТ НЕФИНАНСОВЫХ СЕРВИСОВ ЭКОСИСТЕМЫ:
Нефинансовый бизнес влияния на процентные доходы не оказывает. Нефинансовая часть бизнеса с точки зрения комиссионных доходов, во многом находится сегодня в стадии развития - идет процесс наращивания объемов, набора клиентов. Поэтому его вклад в результаты комиссионных доходов группы Сбер в данный момент не является определяющим. Динамику комиссионных доходов определяют другие статьи: банковские карты, в том числе эквайринг, расчетно-кассовое обслуживание, различные продукты для корпоративных клиентов - все то, что является классическим направлением банковской деятельности.
О ПЕРСПЕКТИВАХ IT-ПРОДУКТОВ ФИНАНСОВОГО БЛОКА СБЕРА:
Сбер регулярно выводит на рынок собственные технологические решения, которые доказали свою пользу и эффективность внутри компании. Особенно актуальным это стало в прошлом году, когда многие крупные разработчики и ИТ-компании ушли с российского рынка.
Наше решение для цифрового анализа бизнес-процессов – платформа Sber Process Mining – позволяет пользователям без глубоких технических компетенций анализировать процессы с помощью продвинутых инструментов визуализации и машинного обучения. В среднем использование платформы помогает удешевить процесс более, чем на 10%. Рынок процессной аналитики в России сейчас находится только на стадии становления. Но мы верим, что чем дальше, тем больше компании будут нуждаться в таком инструменте. Поэтому мы надеемся занять ключевые позиции на этом рынке.
Платформа Навигатор для визуализации данных позволяет на основе имеющихся данных быстро создавать наглядные дэшборды и онлайн-отчетность, формировать аналитику в режиме реального времени и пр. Его использование помогает значительно ускорять принятие управленческих решений. По оценкам отраслевых экспертов, емкость рынка BI-систем в этом году составит 50 миллиардов рублей. Мы также рассчитываем на горизонте ближайших лет стать значительным игроком в этом секторе.
И, конечно, мы продолжаем развивать наш аналитический ресурс СберИндекс, который позволяет на основе обезличенных данных из платежных систем и общедоступных источников следить в режиме реального времени за экономической статистикой. Если первоначально у нас было 3 ключевых индекса, то сейчас их 20. Кроме того, вскоре там можно будет видеть ключевые показатели в отраслевом и региональном разрезах, вплоть до городов. (Елена Фабричная, Александр Мэрроу. Редактор Дмитрий Антонов)