В Пекине обеспокоились возможной потерей власти Владимиром Путиным в результате неудачи в войне с Украиной еще до событий последний выходных. Мятеж Евгения Пригожина усилил эти опасения.
Дестабилизация в России, помимо прочего, лишит Китай важного партнера в противостоянии с США, отмечают эксперты.
Разведывательная миссия
Ли Хуэй, спецпосланник председателя КНР Си Цзиньпина по мирному урегулированию в Украине, во время майского визита в Киев проводил «разведывательную миссию», рассказал Nikkei Asia высокопоставленный украинский чиновник, участвовавший в переговорах. По его словам, Китай уже тогда был обеспокоен тем, сможет ли Владимир Путин удержать власть.
Ли Хуэй старался понять, насколько серьезно намерен Киев отвоевывать оккупированные территории в ходе готовившегося контрнаступления, поскольку «даже ограниченный успех Украины может спровоцировать дестабилизацию в России», рассказал украинский чиновник:
Все будут воевать со всеми: военные, чеченцы, «Вагнер», ФСБ… полный хаос. Этого Китай боится больше всего.
Это может не только лишить Китай надежного партнера, который обеспечивает его энергоресурсами и близок ему идеологически, выступая против США, но и вызвать дестабилизацию на приграничных с Китаем территориях. Именно поэтому Пекин заинтересован в том, чтобы мирные переговоры между Россией и Украиной начались как можно скорее, пояснил Financial Times Генри Хуэйяо Ван, президент пекинского Центра Китая и глобализации. «Нам не нужна еще одна гражданская война в России, нам нужна стабильность во всех странах», – сказал он.
Выступление ЧВК «Вагнер» только усилило опасения Пекина. «Мятеж нанес сильнейший удар по правительству Путина и породил огромную неопределенность, – написал в соцсетях Ху Сицзин, влиятельный комментатор и бывший главный редактор националистической газеты Компартии Global Times, до того как Кремль договорился с Пригожиным (его цитирует The Wall Street Journal). – Теперь, похоже, ситуация развивается в направлении, наиболее выгодном для Запада и Украины, но итог пока неизвестен».
Теперь в Пекине будут активнее изучать альтернативные сценарии развития политической ситуации, полагает Эндрю Смолл, автор книги «Без границ: внутренняя история китайской войны с Западом» и старший научный сотрудник Фонда Маршалла. Хотя пока пересматривать нынешней подход не будут, стараясь как можно лучше оценить ситуацию, полагает он:
Беспорядки в России – один из худших возможных сценариев для Пекина, также там будут беспокоиться, насколько хорошо они понимают расстановку сил в Москве.
В выходные китайские СМИ очень скупо освещали происходящее в России, предлагая только официальную версию российский властей, никак не отражая не только действия ЧВК, но даже позицию Пригожина. «Инцидент с группой "Вагнер"» Министерство иностранных дел Китая назвало «внутренним делом» России, объявив, что Пекин «поддерживает Россию в обеспечении национальной стабильности, достижении развития и процветания».
В воскресенье, когда западные СМИ анализировали последствия неудавшегося мятежа, китайские отдали приоритет обмену письмами между Си Цзиньпином и бельгийским зоопарком, где обсуждались панды.
Долгосрочное противостояние США
Перед вторжением в Украину Путин посетил Си во время зимней Олимпиады в Пекине, и тогда лидеры объявили о «безграничном партнерстве». За время руководства своими странами они встречались около 40 раз, регулярно обменивались подарками и поздравляли друг друга с днями рождения.
Союз Путина и Си основан прежде всего на их враждебном отношении к США. Для китайского лидера очень важно, что можно использовать российского партнера для противостояния Вашингтону на международной арене, отмечает Джон Калвер, приглашенный научный сотрудник Глобального китайского центра при Атлантическом совете и бывший офицер ЦРУ.
При этом у Пекина есть цель вбить клин между Европой и США: если политических и особенно экономических выгод от налаживания отношений с Вашингтоном китайское руководство уже не ждет, то с Евросоюзом оно хотело бы развивать деловое сотрудничество. Поэтому стоит вопрос, как обеспечить поддержку Путина, не вызвав раздражения в Европе, которая в войне выступает на стороне Украины.
«В этом контексте Китай будет поддерживать Путина, если он остается у власти. Если же Путин ее потеряет, Пекин подождет, пока осядет пыль и постарается принять участие в создании новой структуры власти, возможно, получив шанс посоветовать России выбраться из Украины и сосредоточиться на долгосрочной конкуренции с Соединенными Штатами/западным альянсом», – написал Калвер после окончания мятежа.
Стараясь пока поддерживать Путина, Пекин может постараться установить связи с другими силами, которые могут прийти ему на смену, считает Лейф-Эрик Исли, профессор сеульского Ewha University: «Китай может постараться захеджировать свои ставки, не отказывая Путину в поддержке, но налаживая связи с другими действующими лицами в России и за ее пределами».