Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Как усмирить идеальный шторм на бензиновом рынке РФ?

Олеся Астахова, Максим Назаров МОСКВА, 3 июл (Рейтер) - Взлетевшие с весны оптовые цены на бензин в России, скорее всего, продолжат переписывать рекорды осенью из-за ужесточения налогообложения и ограниченных биржевых продаж, ставя под удар розничные сети, говорят участники рынка. Оптовые цены на бензин в июне достигли исторического максимума на фоне дефицита и сезонных ремонтов НПЗ, сделав убыточной работу АЗС, при этом регуляторы предупреждают о недопустимости пропорционального роста стоимости бензина в рознице, а переработчики уверены, что оптовая реализация останется ограниченной до середины осени. Переработчики уверяют, что снижение производства бензина в основном объективное и вызвано чередой сезонных ремонтов. Однако в мае и июне прошлого года простой мощностей первичной переработки был существенно выше текущих показателей, при этом биржевые продажи продукта заметно превосходили сегодняшний уровень. По мнению источников в отрасли, переработчики целенаправленно создают нехватку автобензина для роста его стоимости, чтобы нивелировать двукратное сокращение государством демпферной субсидии, ожидаемое осенью. По расчётам Рейтер, сокращение бензинового демпфера отнимет у переработчиков, поставляющих автобензин на внутренний рынок, примерно 8.500 рублей за тонну, и чтобы его компенсировать, оптовые цены необходимо укрепить еще на 3.500-4.000 рублей за тонну. Минэнерго РФ считает, что дефицита на бензиновом рынке нет: производство растет и продолжит увеличиваться по мере завершения заводских ремонтов, а маржа в рознице достаточная для безубыточной работы. Аналитик Альберт Короев из БКС Мир инвестиций напоминает, что глава Минфина Антон Силуанов просил нефтепереработчиков не создавать повышательный тренд в ценах на нефтепродукты, однако этот процесс все же происходит. Среди причин недостатка бензина в оптовом звене в РФ правительство видит его отток на экспорт с внутреннего рынка - так называемый «серый» или «прокси» экспорт: когда объемы, отгруженные на внутренний рынок по ценам, сниженным на демпферную субсидию, впоследствии вывозятся на экспорт. Регуляторы пытаются бороться топлива с ростом цен: правительство усложнило экспорт нефтепродуктов для компаний, не перерабатывающих нефть, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) хочет повысить норматив продаж на бирже, а профильный вице-премьер Александр Новак предложил квотировать экспорт автобензина. Источники в нефтяных компаниях говорят, что, несмотря на рост производства бензина после выхода НПЗ из весенних ремонтов, его дефицит в оптовом звене полностью не будет устранен и, скорее всего, продержится до конца октября, поскольку уже с августа придется создавать резерв для осенних крупных ремонтов на НПЗ, которые в среднем на 17% выше уровня 2022 года. НЕПРИКОСНОВЕННЫЙ ЗАПАС Рынок совсем не ощутил защитного эффекта от сформированных перед весенними ремонтами НПЗ запасов автобензина, которые, по данным источников, в апреле составляли около 2 миллионов тонн. Трейдеры считают, что запасы топлива есть только на бумаге, или производители их придерживают, чтобы не мешать расти ценам. Так, по информации одного из источников, в течение мая, когда на рынке уже ощущалась явная нехватка автобензина и цены на него росли, запасы практически не снижались и оставались примерно на уровне апреля. В конце июня, когда ремонты были близки к завершению, в резерве по-прежнему оставалось 1,9 миллиона тонн, говорят отраслевые специалисты, знакомые со статданными. Минэнерго оставило без ответа запрос Рейтер об объеме и расходовании накопленных запасов автобензина. Суммарный объем первичных биржевых продаж автобензинов Аи-92 и Аи-95 в июне на 22% ниже, чем в июне прошлого года (автобензина Аи-92 меньше на 32%), а объем реализации автобензина в годовом сравнении практически стабилен, а в ряде регионов выше на 8%-10%, сообщают независимые розничные операторы. АЗС УШЛИ В МИНУС По расчетам Рейтер, розничный продавец топлива, купивший на бирже автобензин в июне мог заработать примерно 1 рубль с литра при средних издержках около 6 рублей за литр: c учетом расходов на доставку, оптовые цены автобензинов Аи-92 и Аи-95 на входе АЗС ориентировочно составляют 47,0 рубля за литр и 51,8 рубля за литр, тогда как на АЗС РФ автобензин Аи-92 и Аи-95 сегодня продается в среднем по 48,3 рубля за литр и 52,7 рубля за литр. Повысить розничные цены на 5 рублей за литр одномоментно, чтобы вернуться хотя бы на уровень нулевой рентабельности, заправщики не могут из-за рекомендации властей увеличивать стоимость топлива только в рамках инфляции. Её ожидаемая величина в текущем году может дать возможность нарастить розничную стоимость автобензина на 2,6-2,8 рубля за литр. Средняя цена автобензина в рознице в РФ в 2023 году (рублей за литр): Марка Янв Июнь Декабрь +/- % янв/дек бензина (Росстат) (Росстат) (расчетная) янв/дек Аи-92 47,18 48,32 49,77 2,59 5,5 Аи-95 51,34 52,72 54,16 2,82 5,5 КАК ВЫЖИТЬ АЗС? Независимые заправщики по-разному приспосабливаются к ситуации: некоторые реализуют бензин из собственных запасов, созданных в период низких цен еще в январе-феврале, что обеспечивает хорошую маржу даже с учетом затрат на хранение и замороженные в товаре средства. «В январе все свои средства и кредитные - очень много - в товар направили. Мы так всегда делаем. Иначе не выжить в этом бизнесе», - сказал владелец сети АЗС в Центральном ФО. Другие заправщики планируют, как и раньше, работать летом с убытками в надежде на падение оптовых цен зимой при неснижении розничных, что позволит восстановить доходность и компенсировать летние потери. Некоторые частники не исключают, что повысят розничные цены, поставив их выше, чем у АЗС нефтяных компаний. «У нас нет емкостей, чтобы запасаться. С колес практически работаем, поэтому сегодняшние биржевые (цены) нам дают чистый убыток. Будем поднимать выше брендовых (АЗС). Нам это сделать никто не помешает. Часть клиентов уедет от нас, но кто-то останется. Это лучше, чем полностью закрываться», - рассказывает владелец АЗС в Южном ФО. Минэнерго считает, что прибыльность в розничном сегменте сохраняется, в то время как рост оптовых цен на изменение розничных цен существенного влияния не окажет, цитировали ведомство российские агентства. (редактор Александр Ершов)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку