Центральный окружной военный суд приговорил жителя Нижневартовска Василия Гаврилишена к 13 годам лишения свободы по делу о поджоге военкомата, сообщает ТАСС.
Гаврилишена признали виновным в совершении теракта по предварительному сговору (пункт «а» часть 2 статьи 205 УК). Первые пять лет он проведет в тюрьме, остальной срок — в колонии строгого режима. Ему также назначали полтора года ограничения свободы после выхода на волю.
По версии следствия, Гаврилишен и другой местный житель Владислав Борисенко собирались сжечь военкомат в Нижневартовске по указанию некоего Ростислава Мухина, якобы связанного с украинскими спецслужбами. Согласно материалам дела, они получили соответствующие инструкции в Telegram, за выполнение задания им обещали от одного до трех миллионов рублей «в зависимости от причиненного ущерба».
Поджог военкомата произошел в начале мая 2022 года: неизвестные бросили в учреждение две бутылки с горючей смесью, от чего загорелась деревянная обшивка. В МЧС заявили, что площадь пожара составила один квадратный метр в холле здания, его потушили «за три минуты», никто не пострадал, людей в здании не было.
Изначально Борисенко и Гаврилишену вменяли «умышленное повреждение чужого имущества» (часть 2 статьи 167 УК) и «хулиганство» (статья 213 УК), однако в декабре обвинение переквалифицировали на «теракт».
31 января Борисенко дали 12 лет колонии строгого режима. Сначала Гаврилишен признал вину и заключил досудебное соглашение со следствием, однако потом отказался от показаний, заявив, что подписывал их «не глядя». Он отметил, что признает вину в содеянном, но не согласен с квалификацией его действий как теракта, поскольку просто хотел заработать. В связи с этим особый порядок рассмотрения дела был отменен.
В марте 13-летний срок за поджог военкомата получил слесарь Луховицкого авиационного завода Кирилл Бутылин. Свой поступок он снял на видео. В ролике сообщается, что целью поджога было уничтожение архива с личными делами призывников — таким образом Бутылин хотел «помешать мобилизации в округе». «Надеюсь, что не увижу своих одноклассников в плену или списках погибших. <…> А украинцы будут знать, что в России за них бьются, не все боятся и не всем безразлично», — заявил он.
После начала войны против Украины в России начали массово поджигать военкоматы, госучреждения и здания, принадлежащие политическим партиям. Когда президент Владимир Путин объявил мобилизацию, такие нападения стали расценивать как теракты. К 1 апреля «Медиазона» насчитала 94 подобных инцидента.