Расходы на аннексированные прошлой осенью регионы Украины стали одной из причин резкого падения курса рубля, заявил в четверг глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
По его словам, ситауция на валютном рынке, где доллар и евро подскочили почти на треть с начала года и обновили максимумы с первых недель войны, — это «просто компенсация».
«Очевидно, и расходы на новые территории повлияли, и цена на российскую нефть, которая повлияла на курс рубля», — сказал Аксаков (его цитирует «Интерфакс»).
По оценке АКРА, за январь–май ДНР, ЛНР, а также Запорожская и Херсонская области, которые Кремль объявил российской территорией в октябре прошлого года, получили из федерального бюджета 184,7 млрд рублей.
На дотации из Москвы пришлось 88% их доходов, которые в сумме, по данным Минфина, составили 210 млрд рублей.
Цена российской нефти, согласно официальной правительственной статистике, резко снизилась в конце прошлого года, когда страны G7 ужесточили санкции и ввели потолок цен на нее. В июне, по данным Минфина, каждый баррель экспортного сорта Urals в среднем продавался за рубеж по $54,57 против $55,97 в мае и $51,15 в апреле.
В годовом выражении российская нефть подешевела на 36%, или более чем $30, а скидки на нее, хотя и снизились в последние месяцы, держатся около $20 относительно марки Brent. На этом фоне нефтегазовые доходы бюджета обвалились почти вдвое — до 3,4 трлн рублей за первую половину года.
С начала года доллар на Мосбирже подорожал на 31%, а евро — на 34%, и в результате рубль вошел в топ слабейших валют мира. 6 июля на Московской бирже курсы поднимались до 102 рублей за евро и 93,85 рубля за доллар — рекордных значений с марта 2022 года.
По словам Аксакова, ЦБ отреагирует на ситуацию повышением ключевой ставки на заседании в пятницу, 7 июля. Причем, как считает депутат, ужесточение политики может быть резким.
«Я думаю, что (на) 2,5-0,5 (процентного пункта) поднимут, чтобы охладить пыл тех, кто работает на валютном рынке», — сказал Аксаков.