Борьба Вооруженных сил Украины с минными полями по ходу контрнаступления выявила уязвимости бронетранспортеров и танков, поставленных западными союзниками, пишет Washington Post.
В том числе это позволило обнаружить слабые места у американских боевых машин Bradley и немецких танков Leopard, которые расценивались как ключ к освобождению оккупированных Россией территорий. Хотя эти машины позволяют сохранить жизнь экипажа даже после подрыва на мине, преодолеть оборону они пока не могут. Взрывными устройствами разных типов «загрязнены» территории глубиной от 5 до 16 км перед основными опорными пунктами россиян.
В результате ВСУ изменили стратегию, сообщило военное руководство Украины. Вместо того, чтобы пытаться прорваться с помощью боевых машин пехоты и танков, подразделения медленно продвигаются вперед пешим порядком. Небольшие группы саперов на передовой ползут по минным полям, иногда буквально на животе, чтобы расчистить путь для наступления войск.
«Просто бронированным танком уже ничего не сделаешь, потому что минные поля слишком глубоки, и рано или поздно он остановится, а затем будет уничтожен массированным огнем», — заявил командующий ВСУ генерал Валерий Залужный.
По его словам, на данный момент ВСУ нуждаются в специальном оборудовании для дистанционного разминирования. Военные уже используют предоставленные США системы M58 Mine Clearing Line Charge (MICLIC), но их «нужно много», поскольку «они также уничтожаются», отметил генерал.
Залужный добавил, что для более эффективной поддержки наземных операций необходимы современные истребители — такие как американские F-16, и другие системы.
Еще один украинский чиновник рассказал, что Киев получил менее 15% от обещанного количества средств разминирования и инженерной техники, а часть этого оборудования прибыла только на прошлой неделе.
Министр обороны Алексей Резников и Залужный проинформировали западных коллег о том, что им нужно больше систем разминирования, в том числе таких, как бангалорские торпеды.
«Минные поля — это одна из проблем, которая, безусловно, влияет на темпы наступления. Эту проблему мы видим. Можно ли было решить ее быстрее? Можно было. Как ее можно было решить? По крайней мере, [председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк] Милли знает. Другой вопрос, сможет ли он помочь в этом? Я не знаю», — сказал Залужный.
По данным WaPo, в настоящее время в Вашингтоне работают над ускоренными поставками не только систем M58, но и зарядов к ним. Также США согласились отправить Украине кассетные боеприпасы, которые должны обеспечить огневое превосходство и позволят ВСУ выиграть время для использования уже имеющейся инженерной техники.
Глубина и плотность минных полей создают особые проблемы на южном участке Запорожской линии фронта, где украинские войска планировали разорвать сухопутный коридор через оккупированный регион, соединяющий Россию с аннексированным Крымом.
Командир инженерно-саперного подразделения 47-й механизированной бригады Украины с позывном «Оскар» рассказал, что его группа получила от Германии противоминный танк Wisent, который она применила в начале контрнаступления в Запорожской области. По его словам, машина успешно расчистила некоторые пути, но сейчас «ее использование уже неэффективно, поскольку противник ожидает появления такой техники». Кроме того, Wisent массивный, шумный, то есть его легко обнаружить, добавил Оскар.
Чтобы разминировать минные поля, саперы работают ночью в группах по четыре человека, рассказал он. При этом использовать металлоискатель также невозможно, поскольку он слишком заметен, поэтому саперы ползут и надеются просто обнаружить мины.
Есть и другая проблема: российские войска могут сбрасывать с беспилотников дополнительные мины, засеивая те участки, которые были уже расчищены. Все это серьезно сдерживает продвижение ВСУ.
С началом контрнаступления подрыв на мине стал основной причиной ранений, опередив артиллерийские обстрелы, пишет New York Times со ссылкой на украинских врачей. Они отметили, что, если речь идет о пластиковой мине, то ее осколки очень сложно обнаружить в теле — их не «видят» медицинские металлодетекторы.
Помимо мин, существуют и другие проблемы. Например, по мере продвижения украинские военные выходят за пределы досягаемости своих систем ПВО и становятся уязвимыми для российских ударных вертолетов.
Накануне президент Украины Владимир Зеленский заявил, что Россия бросает все имеющиеся ресурсы, чтобы помешать ВСУ перейти в контрнаступление. «Российские силы делают все возможное, чтобы остановить наших солдат на наших южных и восточных землях. Каждая тысяча метров нашего продвижения, каждая победа нашей боевой бригады заслуживает благодарности», — сказал он.