Представители около 40 государств, включая США, Китай и Индию, собрались в Саудовской Аравии для участия в переговорах о мирном урегулировании войны в Украины. Двухдневная встреча является частью украинской дипломатической инициативы по привлечению к вопросу стран «Глобального Юга», сообщает Reuters.
Неизвестно, будет ли составлено по итогам встречи совместное заявление. Глава офиса президента Украины Андрей Ермак накануне встречи заявил, что «беседа будет сложной». «Но за нами правда, за нами — добро», — добавил он.
Россия не участвует в переговорах. Официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала их попыткой «воспользоваться искренними намерениями ряда государств в целях сколачивания антироссийской коалиции». В Кремле пообещали следить за ходом встречи. Украинские и российские чиновники, а также представители международных организаций утверждают, что в настоящее время нет перспектив непосредственных мирных переговоров между Украиной и Россией. Саудовская Аравия пообещала Москве проинформировать об итогах саммита в Джидде.
Президент Украины Владимир Зеленский выразил надежду, что по итогам переговоров мировые лидеры поддержат киевскую «формулу мира». Этот план состоит из десяти шагов и подразумевает вывод российских войск и восстановление территориальной целостности Украины.
Китай, не участвовавший в предыдущем раунде переговоров в Копенгагене, направляет своего специального представителя по евразийским вопросам Ли Хуэя. На переговоры также прибыл советник национальной безопасности Индии Шри Аджит Довал, сообщило индийское посольство в Эр-Рияде в субботу. Подобно Китаю, Индия поддерживает тесные связи с Россией и отказалась осуждать ее за вторжение.
Западные чиновники отметили важность дипломатической деятельности Саудовской Аравии для обеспечения участия Китая в переговорах. Ранее Эр-Рияд совместно с Турцией помог осуществить обмен пленными между Украиной и Россией. Зеленский присутствовал на саммите Лиги арабских государств в Саудовской Аравии, где наследный принц Мухаммед бен Сальман выразил готовность помочь содействовать урегулированию конфликта.