Росстат радикально пересмотрел данные по российской промышленности за военный 2022 год и аннулировал цифры, которые свидетельствовали о спаде производства.
По новой оценке, опубликованной в среду, вместо снижения на 0,6% промышленность выросла на такую же величину.
Рост добычи полезных ископаемых составил 1,8% вместо изначальных 1,3%. Спада выпуска на фабриках и заводах несырьевого сектора экономики, согласно Росстату, не было вовсе: теперь он видит рост на 0,3% вместо снижения на 1,3%.
В некоторых отраслях показатели после пересчета подскочили в разы. Так, например, выпуск компьютеров и электронных изделий, согласно Росстату, прибавил 9,3% — в 5,5 раза больше, чем оценивалось изначально (1,3%). Рост выпуска одежды пересмотрели, увеличив вчетверо (теперь 8,7% вместо 2,1%), напитков — более чем вдвое (6,7% вместо 3,1%).
Рекордсменом по промышленному буму стала категория «прочие металлические изделия», куда включается военная продукция. Изначально Росстат видел рост на 7%, а пересчитал его до 15,3%.
Пересмотр данных Росстата хотя и не первый, но «оглушительный», пишут аналитики MMI. В начале августа статистическое ведомство в 44 раза повысило оценку роста реальных располагаемых доходов россиян — с 0,1% до 4,4% в первом квартале 2023 года. Оценку роста реальных доходов Росстат увеличил в 30 раз — с 0,1% до 3%.
Изменения данных по промышленности за прошлый год подняли базу, с которой Росстат сравнивает показатели-2023, и они поползли вниз: теперь за первое полугодие промышленный рост оценивается в 2,2% вместо 2,6%. Но сомнений, что цифры подтянут вверх, нет, полагают в MMI: восстановительный рост экономики исчерпан, в годовом выражении ВВП растет, а месяц к месяцу — стагнирует, и «без помощи Росстата не обойтись».
Президент Владимир Путин в конце июля спрогнозировал рост экономики более чем на 2%. И, вероятно, Росстат сможет получить цифру, которую хочет видеть глава государства. Экономическая статистика в России стала частью пропаганды, считает Агат Демарайс, директор по прогнозированию в Economist Intelligence Unit. «Цель очевидна, — рассуждает она, — доказать, что санкции не работают, и тем самым подавить тех, кто считает, что они ключевой элемент противодействия российской агрессии против Украины».