Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Сначала был шок». Как России удается держать в воздухе самолеты западного производства

ДУБАЙ, 25 авг (Рейтер) — Самолет Airbus А320 Уральских авиалиний 14 ноября прошлого года приземлился в Екатеринбурге и остался на земле.

Через три дня, согласно российским таможенным данным, авиаперевозчик получил важнейшую для навигационных систем запчасть стоимостью более четверти миллиона долларов, произведенную американской Northrop Grumman.

24 ноября самолет вылетел в Москву и с тех пор, как показывают приложения для отслеживания полетов, возит пассажиров по России и Центральной Азии.

Несмотря на западные санкции, призванные помешать российским перевозчикам закупать запчасти для имеющихся в их парке Airbus и Boeing, Уральские авиалинии ввезли более 20 единиц американского оборудования с момента начала «военной спецоперации» Москвы в Украине, следует из таможенных данных.

В общей сложности с мая 2022 года, когда уже действовало большинство западных санкций и экспортных ограничений, по июнь текущего года российские авиакомпании получили авиазапчасти на сумму не менее $1,2 миллиарда, показал анализ таможенных данных, проведенный Рейтер.

Среди них были как ключевые комплектующие, необходимые для поддержания самолета в летном состоянии: устройства Northrop Grumman, клапаны давления, дисплеи для кабины пилотов и шасси, — так и более прозаичная продукция, например кофеварки, телефонные трубки для стюардесс и сиденья для унитазов.

Согласно таможенным документам, запчасти попадали в Россию через посредников в Таджикистане, Объединенных Арабских Эмиратах, Турции, Китае и Киргизии. Ни одна из этих стран не поддержала западные санкции в отношении России.

Сумма в $1,2 миллиарда, скорее всего, не отражает общую стоимость импорта авиазапчастей за период, исследованный Рейтер, так как включает в себя только поставки, идущие напрямую к российским авиакомпаниям или их сервисным подразделениям и не учитывает комплектующие, поставляемые другим компаниям в России.

Глава агентства Авиапорт Олег Пантелеев считает, что российские авиаперевозчики решили проблему работы в условиях западных санкций.

«Сначала был шок, никто не понимал, что делать, — сказал Пантелеев Рейтер. — В течение двух-трех месяцев в 2022 году были сформированы каналы поставок. В течение полугода-девяти месяцев по многим позициям возникло довольно большое количество альтернатив, что позволило снизить стоимость и сократить сроки поставки».

«ЛИШНЯЯ ИНФОРМАЦИЯ»

Заместитель гендиректора Уральских авиалиний Кирилл Скуратов отказался ответить на вопрос, как российский перевозчик закупает запчасти.

«Это я точно не буду рассказывать, — сказал он Рейтер. — Лишняя информация».

Изучив составленный Рейтер список, Northrop Grumman сообщила, что не выявила случаев продажи или оказания услуг ремонта российским компаниям. Представители Northrop Grumman сказали, что в компании действуют «надежные процессы и процедуры, позволяющие обеспечить соблюдение всех применимых законов и нормативных актов, касающихся экспорта и санкций».

Официальный Вашингтон сообщил, что экспортный контроль, введенный США и их союзниками, нанес серьезный ущерб российскому авиационному сектору.

«Мы будем и дальше неуклонно следить за соблюдением наших санкций, выявляя и разрушая незаконные сети (поставок), преследуя лиц, уклоняющихся от исполнения мер, и напрямую взаимодействуя с компаниями и иностранными правительствами для обеспечения соблюдения санкционного режима», — сказал представитель министерства торговли США.

Представитель Европейского союза подчеркнул, что блок тесно координирует действия со странами, которые ввели аналогичные ограничения на торговлю, чтобы не допустить обхода санкций.

«В некоторых странах создаются системы мониторинга, контроля и блокирования реэкспорта», — сказал он.

Безусловно, санкции Запада усложнили жизнь российскому авиационному сектору.

В середине 2022 года источники в авиационной отрасли рассказывали о том, что некоторые российские перевозчики разбирают самолеты на запчасти. А российская авиакомпания S7 в июне прошлого года сообщила, что вынуждена отказаться от планов создания низкобюджетного оператора из-за невозможности получить заказанные самолеты Airbus.

Airbus, как и ее американский конкурент Boeing, разорвала связи с российскими клиентами после введения санкций.

Однако по состоянию на 1 мая текущего года, согласно данным швейцарского провайдера информации об авиации ch-aviation, у российских перевозчиков — в эксплуатации или на техническом обслуживании — находился 541 западный самолет. Это примерно соответствует уровню до начала «спецоперации» РФ в Украине, если учесть, что 75 самолетов, взятых в лизинг российскими авиакомпаниями, были изъяты их иностранными владельцами, следует из данных ch-aviation.

Согласно данным Росстата, в июне 2023 года российские авиакомпании перевезли 10,1 миллиона пассажиров по сравнению с 8,87 миллиона годом ранее и 11,1 миллиона в июне 2021.

В июле российские авиакомпании увеличили перевозки пассажиров в июле на 5,3% до 11,57 миллиона человек, сообщило агентство РИА со ссылкой на данные Росавиации.

Без западных самолетов российским авиперевозчикам пришлось бы сильно сократить количество рейсов, поскольку в их парке насчитывается всего около 150 пассажирских самолетов российского производства, следует из данных ch-aviation.

Российский Минпромторг и Росавиация не ответили на запрос о комментарии.

ОКРУЖНОЙ МАРШРУТ

До введения торговых ограничений Уральские авиалинии, Аэрофлот, S7 и другие российские перевозчики полагались на техническое обслуживание, осуществляемое международными компаниями, например, немецкой Lufthansa Technik.

Когда эти компании перестали предоставлять свои услуги — Lufthansa Technik сообщила, что приостановила обслуживание клиентов в РФ с 28 февраля 2022 года, — российские авиакомпании обратились к ряду гораздо более мелких поставщиков.

Например, в апреле 2022 года подразделение S7 Engineering, занимающееся техническим обслуживанием, начало импортировать запчасти из Молдавии от компании Air Rock Solutions, следует из таможенных документов.

Первой партией стали водяные фильтры для лайнеров Airbus, задекларированная стоимость которых составила $1.700. В течение последующих 14 месяцев, согласно документам, S7 получила от Air Rock комплектующие на сумму не менее $1,23 миллиона.

Иван Мельников, генеральный директор Air Rock и другого молдавского дистрибьютора авиазапчастей под названием Aerostage Services, отрицает, что продавал продукцию в Россию, и утверждает, что большинство его клиентов находятся в ОАЭ и Киргизии.

«Бизнес с российскими компаниями невозможно делать из Молдовы просто потому, что их банки запрещены в Молдове и платежи не проходят, — сказал Мельников Рейтер. — Мы не заинтересованы в том, чтобы терять наших местных и международных партнеров ради краткосрочных доходов».

Большинство грузов, указанных в российских таможенных документах как поставленные Air Rock и Aerostage, шли по извилистым маршрутам через Арабские Эмираты или Киргизию. На вопрос, может ли это свидетельствовать о том, что его клиенты в этих странах переоформили поставки на российские авиакомпании, молдавский бизнесмен не ответил.

Аэрофлот и S7 не ответили на просьбу прокомментировать ситуацию.

УСЛУГИ ОТ НОСА ДО ХВОСТА

Серийный номер, указанный в российских таможенных документах для устройства Northrop Grumman, поставленного в Екатеринбург в прошлом году, свидетельствует о том, что запчасть была изготовлена в октябре 2008 года и использовалась на разных самолетах, в том числе на одном в Саудовской Аравии шесть лет назад, утверждает источник в отрасли, имеющий доступ к базам данных технического обслуживания.

Хотя в таможенных документах не названа компания, отправившая устройство в ноябре, из них видно, что за 14 месяцев, проанализированных Рейтер, Уральские авиалинии получили еще несколько таких же важных компонентов американского производства, оснащенных высокотехнологичными лазерными гироскопами.

Так, в июле 2022 года одна из деталей была поставлена Уральским авиалиниям инженерно-строительной компанией Истиклолият 20, зарегистрированной в Таджикистане, через ОАЭ. В сентябре 2022 года другая таджикская инженерно-строительная компания, Кафолати Комил, также отправила одну из деталей в Россию через ОАЭ, следует из таможенных данных.

Махмадбашир Якубов, генеральный директор Истиклолият 20, не ответил на сообщения с просьбой прокомментировать ситуацию. Рейтер не удалось связаться с Комилчоном Якубовым, генеральным директором Kafolati Komil.

Некоторые из поставок деталей Northrop Grumman для Уральских авиалиний, проходивших через ОАЭ, осуществлялись компанией Skyparts FZCO, следует из таможенных документов.

Компания Skyparts, созданная в июне 2022 года и зарегистрированная в однокомнатном офисе в одной из свободных экономических зон Дубая, сообщает на своем сайте, что была основана профессионалами авиационной отрасли и предлагает клиентам техподдержку самолетов «от носа до хвоста».

На вопрос Рейтер о поставках устройства Northrop Grumman менеджер Skyparts Саид Абдуллоев ответил, что знает эту деталь, и подтвердил, что дубайская фирма ведет бизнес с таджикскими компаниями, включая Истиклолият 20.

Абдуллоев сказал, что Skyparts приобрела одну из запчастей производства Northrop Grumman у американского поставщика, но отрицает, что его компания когда-либо отправляла ее в Россию. Он отказался назвать американскую фирму.

СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО

Один из российских перевозчиков — авиакомпания Nordwind Airlines, — судя по таможенным данным, использовал семейные связи для закупки комплектующих для своих двенадцати «эрбасов» и пятнадцати «боингов».

Согласно корпоративным документам, Nordwind, принадлежащая российской предпринимательнице Каринэ Букрей, закупила сотни деталей у расположенной в турецкой Анталии компании Ramses Turizm, которая, в свою очередь, принадлежит мужу Букрей Рамазану Акпинару.

Nordwind и сама Букрей не ответили на сообщения с просьбой о комментарии.

4 апреля 2023 года Акпинар, с которым связался Рейтер, подтвердил, что является владельцем Ramses Turizm и женат на Букрей, но не ответил на вопросы о поставках авиационных деталей в Nordwind.

Согласно российским документам, Nordwind прекратила закупать запчасти у Ramses Turizm через три дня после того, как Рейтер обратился к ней с запросом. Однако авиакомпания продолжала приобретать детали у другой турецкой компании, Na Havacilik ve Teknik, также расположенной в Анталии.

Рейтер не удалось связаться с Нусретом Альпером, основавшим Na Havacilik в августе 2022 года.

Как следует из таможенных документов, Nordwind также импортировала запчасти через свое подразделение, занимающееся техническим обслуживанием — NW Technic. Генеральный директор NW Technic Валерий Пашаев сказал Рейтер, что его компания специализируется исключительно на техническом обслуживании самолетов и не участвует в закупках комплектующих.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку