Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Правительство потребовало за два года создать в России авиапром масштабов СССР

Boris Korzin/TASS

В ближайшие годы российским авиазаводам предстоит в 46 раз увеличить выпуск гражданских самолетов и вернуться к показателям, каких не было даже в позднем СССР. С 5 самолетов в этом году производство должно вырасти до 40 машин в 2024-м и 80 — в 2025-м, рекордного количества в современной истории России, следует из программы развития авиатранспортной отрасли, параметры которой публикует «Интерфакс».

Несмотря на санкции и отсутствие доступа к западным технологиям, к 2026 году, по задумке чиновников правительства, в России должно выпускаться уже 120 гражданских самолетов, в 2028-м — 200, а в 2030-м — более 230.

Для сравнения: в XXI веке Россия ни разу не выпускала больше 40–50 гражданских самолетов в год. И даже в позднем СССР конца 1980-х заводы производили ежегодно не более 60–70 машин.

На уровнях выше 200 самолетов в год советский авиапром держался на пике своего могущества в середине 1970-х. Рекорд — 374 машины в год — был установлен в 1974 году, после чего производство неуклонно снижалось: 304 — в 1975-м, 262 — в 1976-м, 227 — в 1977-м, 204 — в 1978-м.

Всего в 2023–2030 гг., согласно стратегии, в России должно быть выпущено более тысячи новых гражданских лайнеров — больше, чем за предыдущие 40 лет вместе взятые. 

Самым массовым, по задумке чиновников, должен стать среднемагистральный лайнер МС-21. Его выпуск планируется довести до 72 машин в год, а всего сдать заказчикам — 270 самолетов.

Производство «импортозамещенного» SSJ-New уже в следующем году должно выйти на уровень 20 самолетов в год против двух — в текущем. Всего к 2030 году планируется поставить 142 «суперджета».

Также за ближайшие 7 лет стратегия требует выпустить 70 Ил-114-300; 115 разработанных в конце 1980-х лайнеров Ту-214; 178 единиц «турболетов» Л-410 для местных авиалиний; 154 новых «кукурзника» (ЛМС-901 «Байкал»), а также 140 турбовинтовых ТВРС-44 «Ладога» для региональных перевозок.

Тяжелее всего, согласно стратегии, пойдет возрождение производства широкофюзеляжных лайнеров. Ил-96-300, созданный в конце 1980-х, будут выпускать в количестве не более 2 штук в год, а к 2030 году на рынок должно выйти лишь 12 машин.

Пока объемы производства авиапрома ничтожны: согласно Росстату, в первой половине года заводы сдали лишь два гражданских самолета. А все программы выпуска гражданских лайнеров отстают от плана: выпуск МС-21 не удается наладить из-за нехватки композитных деталей, которые раньше поставляла попавшая под санкции «дочка» «Росатома» Umatex, а слабым местом Ил-114-300 оказался двигатель ТВ7-117СТ. Он так и не прошел летные испытания и даже привел к крушению военно-транспортного самолета Ил-112В.

Оформленный с помпой первый полет «импортозамещенного» Sukhoi Superjet, состоявшийся 29 августа, прошел без нового двигателя. На лайнере остался франко-российский SaM146.

Уже через полтора года в России начнется «выбытие» западных лайнеров, которые нечем ремонтировать из-за санкций, сообщил президенту РФ Владимиру Путину в начале августа глава «Ростеха» Сергей Чемезов.

По данным Oliver Wyman, в начале 2023 года у российских авиакомпаний насчитывалось 736 лайнеров, и к 2026 году число летающих бортов может сократиться вдвое. Лишь к 2030 году Россия сможет заменить стареющий иностранный флот отечественными машинами, и то частично, полагают в Oliver Wyman: в 2033 году у перевозчиков будет 554 самолета, что на четверть ниже довоенных уровней.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку