Российские власти продолжают усиливать директивный контроль над ценами из-за угрозы ускорения инфляции после обвального падения рубля.
Вслед за продуктами питания, цены которых были ограничены в начале августа, под госуправление попал рынок бытовой техники и электроники, состоящий преимущественно из импортных товаров.
В среду сеть DNS, насчитывающая 2,2 тысячи магазинов по всей России, объявила, что «заморозит» цены на 100 товарных позиций. Программа будет действовать более чем в тысяче населенных пунктов до конца октября и может быть продлена, сообщила пресс-служба ФАС (Федеральной антимонопольной службы).
17 августа аналогичную программу запустила группа «М.Видео-Эльдорадо» — один из крупнейших ретейлеров бытовой техники и электроники в стране. Под заморозку попали 30 «социально значимых» товарных категорий «начального и среднего ценовых сегментов». В компании пояснили, что зафиксировали «ценники», чтобы не учитывать «колебания валютных курсов».
С начала года доллар и евро подорожали почти на 40%, и в Кремле начали опасаться, что инфляция создаст риски в период президентских выборов, намеченных на весну 2024 года. Именно поэтому ЦБ пошел на экстренное повышение ключевой ставки в начале августа, а также потребовал от компаний-экспортеров продавать больше валюты на рынке, рассказали Bloomberg близкие к властям источники.
Неизбежный разгон инфляции состоится в самый неудачный для Кремля момент — эффект переноса курсов в цены будет максимальным как раз к выборам, указывал Александр Исаков, экономист по России Bloomberg Economics. Пока Росстат оценивает годовую инфляцию в 4,3% (по данным на июль), а ЦБ прогнозирует ее ускорение до 6% к концу года. Но «по факту мы увидим инфляцию ближе к 8%», считает профессор ВШЭ Евгений Коган: «Инфляционная спираль продолжает раскручиваться. Дорожают мясо, бензин, автомобили, электроника».
9 августа стало известно, что ограничить цены власти велели региональным продуктовым ретейлерам. После вызова на совещание в правительство руководство торговых сетей приняло решение «добровольно» ограничить наценку на социально значимые продовольственные товары. «Такие решения успешно позволяют сохранять в любых условиях комфортное сочетание стоимость/качество товаров на потребительском рынке в России», — говорил тогда замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.