Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Зачем Эрдоган поехал к Путину

Сергей Карпухин, ТАСС / kremlin.ru

Трудно думать о президенте Реджепе Тайипе Эрдогане, сильном человеке, чьи причудливые экономические идеи привели его страну на грань катастрофы, как о прагматике. Но именно так можно объяснить его внешнеполитические колебания и то, почему он застрял в совсем не любовном треугольнике с Россией и НАТО.

В понедельник Эрдоган отправился на встречу с Владимиром Путиным на черноморский курорт Сочи, прихватив с собой большую часть своего правительства. По пути он заявил очевидное: «абсолютно все» следят за тем, смогут ли они возобновить зерновую сделку, которая позволила Украине экспортировать 33 миллиона тонн пшеницы и других зерновых по морю в год войны, стабилизируя мировые цены на продовольствие. А также значительно повысить статус Турции на мировой арене.

Это соглашение было заключено при посредничестве Эрдогана прошлым летом и расторгнуто Путиным 17 июля этого года. Соглашение не подавало никаких признаков жизни даже после их 90-минутной встречи. Вместо этого двое мужчин выдвинули отдельный и глубоко циничный план по спасению имиджа Путина на Глобальном Юге, согласно которому Катар закупает 1 миллион тонн российского зерна для переработки в Турции и распределения в избранные африканские государства.

Визит Эрдогана в Сочи был посвящен не только зерну. Это была попытка минимизировать ущерб, поскольку после использования помощи Путина для переизбрания в начале этого года турецкий лидер начал дружить с заклятыми врагами Кремля в США и Европе. Если смотреть из Москвы, это предательство.

Пока он не выиграл выборы, Эрдоган использовал вето Турции как члена Организации Североатлантического договора, чтобы удержать Швецию от присоединения к блоку, обвиняя ее в укрывательстве курдских «террористов». Это было приятно Кремлю и раздражало союзников Турции по НАТО. На фоне потока антизападной риторики Эрдоган обвинил своих политических оппонентов в том, что они подчиняются приказам Вашингтона.

Путин ответил тем же, позволив Эрдогану объявить о согласии России на двухмесячное продление украинской зерновой сделки накануне первого тура голосования в Турции. Главный соперник Эрдогана на посту президента Турции обвинил Россию во вмешательстве в выборы с применением широкой клеветнической кампании.

Но выборы позади, и Эрдоган резко повернулся в сторону Запада, не только дав зеленый свет вступлению Швеции в НАТО, но и намекнув, что он сделает то же самое для Украины, а это мало чем отличается от показа красной тряпки быку. Отменив сделку по зерну в июле, Россия затем продемонстрировала свое недовольство, отправив войска на абордаж турецкого грузового судна и показав кадры, на которых экипаж был вынужден встать на колени под дулом пистолета.

Эрдоган снова связывает свою судьбу с Западом. Его цель – сделать Турцию региональной державой в формирующемся многополярном мире, способной дискутировать за одним столом с США, Европейским Союзом, Китаем, Индией и Россией. Это означает, что нужно натравить более сильные державы друг на друга.

В целом Эрдогану это удалось, хотя и огромной ценой для турецкой демократии. Но к тому времени, когда он был переизбран несколько месяцев назад, его баланс, казалось, находился под угрозой краха, поскольку зависимость Турции от западных рынков ударила по экономике страны. К декабрю стоимость лиры упала более чем вдвое, а инфляция достигла 65%, поскольку Эрдоган настоял на том, чтобы центральный банк снизил процентные ставки во время роста цен. Поскольку иностранные кредиторы бежали, он полагался на кредиты от богатых стран Персидского залива, чтобы заткнуть дыру. Этого было недостаточно.

Эксперимент по снижению процентных ставок для сдерживания инфляции провалился, и турки выстраиваются в очередь, чтобы обменять свою обесценившуюся валюту на доллары США, а не на российские рубли или китайские юани. Хусейн Бачги, специалист по России, возглавляющий Институт внешней политики Анкары, говорит, что «Турции нужен Запад, потому что деньги все еще находятся на Западе».

То же касается комплектов модернизации и самолетов F-16, которые необходимы Турции для укрепления своих стареющих военно-воздушных сил, пока она не сможет создать собственные современные боевые самолеты. И как бы Эрдоган ни провоцировал НАТО, вторжение России в Украину доказало ценность альянса для безопасности Турции, точно так же, как география Турции и контроль над доступом к Черному морю подчеркнули ее важность для альянса.

Тем не менее Турции нужны не только НАТО и американские F-16, европейские рынки и прекращение войны с Украиной, Эрдогану также нужна российская торговля (она выросла более чем на 80% в прошлом году, поскольку Турция стояла в стороне от присоединения к западным санкциям), дешевый российский газ, российский туризм (показавший рост почти на 150% в этом году), а также сам Путин, такой же «сильный человек» и борец с доминированием США и европейскими либеральными ценностями.

Для Эрдогана окончательная ссора с любой стороной этого несчастного треугольника была бы ударом. 

Перевод публикации Bloomberg.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку