МОСКВА, 11 сен (Рейтер) - Кризис на топливном рынке России углубляется в сентябре, так как производство нефтепродуктов снизилось на фоне пика осенних ремонтов НПЗ, предложение на нефтебазах ограничено, а спрос остаётся высоким, говорят трейдеры. Власти пытаются успокоить рынок, обещая скорое восстановление баланса. Так, участники совещания 8 сентября у вице-премьера Александра Новака говорили об отсутствии дефицита автотоплива, а министр энергетики Николай Шульгинов в телеинтервью 11 сентября заявил, что ситуация должна наладиться в ближайшие день-два после выхода из ремонта Астраханского ГПЗ. Правительство, реагируя на рост цен и обеспокоенность участников рынка, сообщает о возможности квотирования экспорта нефтепродуктов для увеличения предложения. А Новак заверил, что с дизтопливом особых проблем нет - и с объемами, и с ценами, а основной вопрос - биржевая стоимость бензина. Оптовые цены на бензин и дизтопливо заметно ускорили рост в конце июня - начале июля. За период с начала июля к настоящему времени Аи-92 в оптовом звене подорожал в среднем на 10.000 рублей за тонну (+17%), дизтопливо - на 19.000 рублей (+36%), почти ежедневно обновляя исторические ценовые рекорды. В конце июня оптовые цены на бензин и дизтопливо уже вышли на уровень, который сделал закупки в опте для последующей мелкооптовой реализации невыгодными, отмечают трейдеры. Средние оптовые цены на автобензин на бирже сравнялись с розничными, превращая затраты на доставку топлива и содержание АЗС в убытки операторов. Продукт Средняя оптовая Средняя оптовая Средняя цена на АЗС цена (СПбМТСБ), цена (СПбМТСБ), в РФ (Росстат), руб/т руб/л руб/л Бензин Аи-92 68.000 50,3 50,7 Бензин Аи-95 75.650 56,0 55,4 Дизтопливо 72.560 60,6 61,6 УБЫТОЧНЫЕ ЗАПРАВКИ АЗС нефтяных компаний стараются удерживать динамику розничных цен в границах инфляции, тогда как большинство независимых операторов уже не первый месяц держат цены выше, несмотря на мощное противодействие регуляторов. «После каждого повышения нас вызывают для объяснений. Требуют не повышать... Торгуй сколько угодно в убыток, только не повышай», - сказал владелец АЗС. Разброс розничных цен частных АЗС с заправками нефтяных компаний составляет 5-10 рублей за литр, то есть до 15%. «По 95-му на 9 рублей выше Роснефти, по 92-му - пять рублей, по дизтопливу - два рубля», - рассказал управляющий сети АЗС в Сибирском ФО. «У нас 6 рублей к Роснефти по »пятому« (Аи-95), пять - по »второму« (Аи-92) и десять - по дизелю», - сообщил владелец АЗС в Южном ФО. Источник в крупной нефтяной компании уверяет, что розничная реализация сегодня убыточна для всех, однако крупные продавцы продолжат удерживать цены в рамках инфляции. «Никому в здравом уме не придет в голову даже заикаться на тему какого-то опережающего роста в рознице в год выборов», - утверждает источник. КРИЗИС РУКОТВОРНЫЙ Розничные операторы столкнулись с перебоями в поставках ещё в августе, когда многие оптовые покупатели, ошибочно надеясь на скорое падение цен, уменьшили закупки на бирже, переключившись на накопленные запасы. Однако исчерпав свои ресурсы, покупатели вернулись к оптовым объемам на бирже, усиливая спрос, обеспечивающий дальнейшее подорожание. Между тем объемы, которые приобретаются на бирже сегодня, нескоро позволят устранить дефицит: чтобы добраться до нефтебаз и заправок, нужен примерно месяц на отгрузку с НПЗ и еще месяц - на доставку с завода. При этом запасы на НПЗ и в системе нефтепродуктообеспечения РФ, по данным отраслевых источников, составляют около 2,0 миллионов тонн автобензина и 3,0 миллионов тонн дизельного топлива, почти не изменившись с весны. Наличие и значительных запасов и одновременно дефицита на рынке трейдеры объясняют желанием продавцов дождаться максимальных цен, чтобы компенсировать потерю демпферной субсидии. «(Экспортная) альтернатива 'в космосе', демпфер срезают, цены будут только расти. В такой ситуации никто не станет расставаться с объемами - будут держать до последнего», - объясняет причины дефицита источник в нефтяной компании. «Дефицита топлива нет, а есть дефицит дешевого топлива», - добавил он. Власти РФ урезали вдвое с сентября демпферную субсидию - систему выплат, защищающую внутренний рынок от колебаний цен. «Всей этой ситуации с дефицитом и ценами не было бы, если бы не демпфер», - считает источник в нефтяной компании. «Предлагали же корректировку демпфера сделать с октября хотя бы. Было же понятно, что в сентябре будет плохо: сезонный спрос высокий, уборочная, перевозка урожая, пик ремонтов на НПЗ», - говорит другой трейдер. Текущий уровень оптовых цен на топливо предполагает, что демпферная субсидия за сентябрь обнулится, согласно Налоговому кодексу. «Сейчас выше предела. По текущим - сентябрь без демпфера», - сказал источник в нефтекомпании.