России не хватает до 5 тыс. специалистов в области промышленного маркетинга, чтобы продвигать гражданскую продукцию оборонно-промышленного комплекса (ОПК), показало исследование «Ростеха», результаты которого публикуют «Ведомости».
Только для обеспечения кадровой потребности самой госкорпорации необходимо обучить более 1 тыс. промышленных маркетологов, говорится в исследовании. Количество специалистов напрямую связано с числом продуктов, которые выпускают предприятия, пояснил исполнительный директор «Ростеха» Олег Евтушенко.
По данным сборника «Промышленное производство» Росстата, к 2021 году всего в стране действовало 309 846 промпредприятий. «Ростех» в своем исследовании оценивает число крупных заводов в 70 тыс.
Эксперты госкорпорации отмечают, что, несмотря на рост объемов гособоронзаказа, у предприятий ОПК есть ресурсы для наращивания производства гражданской продукции. К этому, в частности, стимулируют санкции против России за войну в Украине и необходимость импортозамещения.
Также, согласно поручению президента РФ от 2016 года, компании ОПК должны к 2030 году до половины своей выручки формировать за счет гражданской продукции.
Маркетологов готовят 189 российских вузов. Ежегодно они выпускают более 30 тыс. специалистов по 40 направлениям, говорится в исследовании «Ростеха». Но более половины специалистов связаны с цифровыми продуктами.
«Подготовка маркетологов, специализирующихся на высокотехнологичной продукции и управлении продуктовыми линейками, в нашей стране, к сожалению, практически не ведется», — отметил Евтушенко. В результате, по его словам, предприятия вынуждены самостоятельно доучивать сотрудников на месте, на что уходит в среднем более года.
Госпредприятия проигрывают конкуренцию за персонал не только гражданским конкурентам, но и ретейлерам и логистическим компаниям, отмечает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
«Проблемы сейчас в меньшей степени касаются продвижения, они сместились в плоскость производства: ряд предприятий сохраняют гражданское производство, хотя могли бы его законсервировать, так как понимают, что перезапустить, скорее всего, не удастся. Помимо этого, оборонные предприятия находятся под жесткими санкциями, что ограничивает возможность импорта даже из Китая», — говорит Бурмистров.
По его словам, в ближайшие годы предприятия продолжат работать в три смены, выполняя гособоронзаказ, поэтому возможности выпуска гражданской продукции будут ограниченны.