Количество учителей в возрасте 20–30 лет составляет всего около 10% от общего числа педагогов в России, говорится в исследовании «Актион образования» (входит в группу «Актион»), результаты которого публикуют «Ведомости».
Также дефицит наблюдается в возрастной группе 30–40 лет — число таких учителей не превышает 10,2% преподавательского состава.
Наиболее массовая группа — учителя в возрасте 40–50 лет: на них приходится 59% всех педагогов. Вторая по численности возрастная группа — учителя старше 50 лет (31%).
В сельской местности и городах России преобладают опытные учителя, чей стаж насчитывает более 20 лет, говорилось в Мониторинге экономики образования НИУ ВШЭ от 2022 года. При этом педагогов с минимальным стажем — до пяти лет — крайне мало, их доля составляет 7,2% по стране, а в Москве — 5,8%.
Наибольшее число опытных педагогов — среди учителей начальных классов (68,3%), преподавателей гуманитарных (66,5%) и естественных наук (64,2%).
Большая доля молодых учителей отмечается среди педагогов по иностранному языку, физкультуре, основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и гражданской обороне.
В 2021 году глава Минпросвещения Сергей Кравцов говорил, что средний возраст учителя в школе составляет 45–47 лет. О дефиците молодых педагогов также говорила вице-премьер Татьяна Голикова. По ее словам, в 2023 году в системе общего образования трудились более 1,3 млн педагогических работников. Но только 150 тыс. учителей были моложе 30 лет.
Согласно прогнозу Российской академии образования, к 2029 году в школах будут работать не более 6% учителей до 30 лет.
Главной проблемой удержания молодых педагогов в школах остается низкая оплата труда. Базовая зарплата школьного учителя остается ниже среднего уровня по стране без учета доплат. «Чтобы выйти на достойный уровень оплаты труда, учителям приходится брать на себя дополнительную нагрузку. Работу в школе необходимо делать более привлекательной и бороться с выгоранием педагогов», — отметила профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
В прошлом учебном году в России возник дефицит учителей и руководителей школ. По данным Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, в 2021/2022 учебном году в стране были не заняты 3,1% вакансий в сфере среднего образования. По федеральным округам эта цифра варьировалась от 4,8% до 1,2%.