Российско-украинский конфликт уже называют «войной дронов». Обе стороны используют многие тысячи беспилотников, значительная часть которых произведены в Китае или собраны из китайских компонентов. Однако украинским военным и организаторам кампаний по сбору средств на беспилотники приходится выстраивать каналы параллельного импорта, пишет The New York Times – примерно так же, как Россия пытается закупать через третьи страны подсанкционную продукцию.
В целом, китайские компании зарабатывают на поставках обеим сторонам, но у российских покупателей часто бывает преимущество, поскольку они платят больше и делают более крупные заказы. К тому же, политически для китайских компаний удобнее работать с российскими клиентами, отмечает NYT, потому что лидер страны Си Цзиньпин поддерживает хорошие отношения с Владимиром Путиным, они договорились о «безграничном партнерстве», а общий товарооборот между странами стремительно растет. «У меня есть китайские компании, которые говорят, что ненавидят русских, что Украина – лучшая, – рассказал газете Андрей, основатель украинского производителя дронов «Эскадрон». – А потом я нахожу их двигатели в российских дронах».
Прямые поставки дронов из Китая в Украину составили в первом полугодии 2022 г. немногим более $200 000, тогда как в Россию – $14,5 млн; тем не менее, Украина получила миллионы дронов и компонентов из Китая, но в основном через европейских посредников, пишет NYT со ссылкой на данные таможенных служб России и Украины.
Министерство торговли Китая с 1 сентября ввело экспортный контроль в отношении высокопроизводительных беспилотных воздушных судов, которые могут быть использованы в военных целях. Из-за этого проблемы с закупкой дронов возникли и в России, писал «Коммерсант». Прекратились поставки аппаратов весом от 4 кг или максимальной взлетной массой от 7 кг с продолжительностью полета более 30 минут. Также под запрет попали беспилотники, способные «нести груз с функцией сброса или с возможностью закрепления такого устройства».
Но сокращение китайских поставок украинцам идет уже несколько месяцев, свидетельствует проведенный NYT анализ торговых данных и интервью с более чем десятком украинских производителей и операторов беспилотников. И Украине, которая, по оценке Королевского объединенного института оборонных исследований, теряет около 10 000 дронов в месяц, приходится выстраивать сложные цепочки посредников для обеспечения поставок.
Либо находить компоненты у других производителей – в США, Европе, на Тайване. «Сегодня мы почти не используем китайские компоненты, потому что видим и ощущаем, как Китай сознательно задерживает поставки любых товаров в Украину», – заявила компания «Укрспецсистемы», выпускающая разведывательные беспилотники.