(Добавлены подробности, справочная информация)
МОСКВА, 4 окт (Рейтер) -
Нефтегазовые доходы бюджета РФ выросли в сентябре вслед за ростом рублевой цены экспортной нефти благодаря высокой стоимости Urals и слабому курсу национальной валюты, несмотря на действующие ограничения по добыче и экспорту из-за «спецоперации» России в Украине.
Доходы федерального бюджета РФ от нефти и газа, составляющие основу государственной казны, в сентябре 2023 года увеличились на 7,5% к аналогичному периоду 2022 года и на 15,1% к августу текущего года, следует из опубликованных в среду данных Минфина.
По оценке министерства, нефтегазовые доходы в прошлом месяце составили 739,9 миллиарда рублей по сравнению с 688,2 миллиарда рублей в сентябре 2022 года и 642,7 миллиарда рублей в августе 2023 года.
Рост сырьевых доходов в сентябре, прежде всего, объясняется увеличением поступлений налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на фоне роста сырьевых цен и ослабления рубля к доллару США.
Так, по данным Минфина, поступления НДПИ в сентябре выросли до 1,087 триллиона рублей с 874,9 миллиарда рублей в августе, в том числе НДПИ на нефть до 944,5 миллиарда рублей с 745,8 миллиарда рублей месяцем ранее. Доходы от экспортной пошлины увеличились до 105,9 миллиарда рублей с 78,6 миллиарда месяцем ранее.
НДПИ напрямую зависит от рублевой цены Urals, которая в сентябре достигла максимума с марта 2022 года. Средняя рублевая цена барреля Urals в сентябре на 3.228 рублей, или 67,4% превысила ориентир, использованный при подготовке федерального бюджета на текущий год - 4.788 рублей за баррель при Urals $70,1 и курсе 68,3 рубля за $1, тогда как средний курс для налогов, собранных в сентябре, составлял 95,3 рублей за $1.
Объем нефтегазовых доходов в сентябре оказался почти на 70 миллиардов рублей больше установленных в бюджете базовых нефтегазовых доходов, при превышении которых дополнительные поступления направляются в Фонд национального благосостояния (ФНБ).
Еще более существенный рост нефтегазовых доходов случится в октябре из-за квартальной уплаты налога на добавленный доход (НДД) и
нулевого
демпфера для нефтяников, поскольку биржевые цены на нефтепродукты в сентябре оказались
выше
установленной Налоговым кодексом отсечки.
В сентябре расходы бюджета на выплаты нефтяным компаниям по топливному демпферу выросли до 298,7 миллиарда рублей со 185,9 миллиарда рублей месяцем ранее, на субсидию нефтепереработчикам - до 138,9 миллиарда рублей со 113,8 миллиарда рублей в августе.
Дальнейшее ослабление рубля и повышение стоимости Urals также будут способствовать росту доходов - средняя цена российской марки нефти в сентябре 2023 года
составила
$83,08 за баррель, подорожав на 12,3% по сравнению с августом и оказавшись почти на 40% выше установленного западными странами потолка цен на сырье из РФ в размере $60 за баррель.
Минфин сообщил в среду, что в октябре
планирует
собрать 513,5 миллиарда рублей дополнительных нефтегазовых доходов.
Всего в 2023 году Минфин рассчитывает собрать 8,86 триллиона рублей нефтегазовых доходов, на 23% меньше, чем в прошлом году. За девять месяцев нефтегазовые поступления упали на 34,5% до 5,576 триллиона рублей с 8,507 триллиона рублей за аналогичный период прошлого года.
Таким образом, за оставшиеся три месяца Минфину предстоит собрать в бюджет 3,3 триллиона рублей, или больше 1 триллиона в месяц.
В 2022 году нефтегазовые поступления с учетом повышенного НДПИ и промежуточных дивидендов Газпрома увеличились на 27,9% до 11,59 триллиона рублей по сравнению с 9,06 триллиона рублей в 2021 году. (Дарья Корсунская, Максим Назаров. Редактор Дмитрий Антонов)