ЛОНДОН, 6 окт (Рейтер) - Обычно тринадцать месяцев - слишком далекая перспектива для финансовых рынков, но неопределенность, связанную с президентскими выборами в США в 2024 году, уже трудно не замечать.
Расколотый Конгресс снова во внутреннем конфликте по вопросу финансирования правительства, в то время как американские рынки облигаций довели стоимость обслуживания бумаг Минфина США до самого высокого уровня за последние 16 лет, попутно переосмыcливая долгосрочную траекторию процентных ставок и налогово-бюджетную политику.
Промедление с решением вопроса о потолке госдолга весной привело к потере Соединенными Штатами еще одного суверенного кредитного рейтинга «ААA». За этим последовала новая схватка вокруг законопроектов о расходах на следующий год, которая едва не привела к остановке работы правительства в минувшие выходные; временная сделка лишь ненадолго - до 17 ноября - отложила решение проблемы.
Согласно недавнему предупреждению агентства Moody's, дисфункция государственного финансирования и потенциальные перебои в обслуживании долга могут поставить под угрозу последний оставшийся у Соединенных Штатов кредитный рейтинг ААА из предоставляемых ключевыми тремя агентствами.
Некоторые утверждают, что мир политики крайне поляризован и жесток. Для них не будет сюрпризом, что уже сейчас перспективы налогово-бюджетного межпартийного согласия на ближайшие годы ставятся под сомнение - об этом свидетельствуют опросы общественного мнения, согласно которым бывший президент-республиканец Дональд Трамп идет ноздря в ноздрю с действующим президентом-демократом Джо Байденом в гипотетической гонке за Белый дом в 2024 году.
Некоторые зарубежные букмекеры даже сулят Трампу победу с небольшим перевесом, невзирая на ряд судов в связи с обвинениями в мошенничестве и других нарушениях в собственном бизнесе Трампа, а также попытке саботировать результаты выборов 2020 года, которые он проиграл Байдену.
Хотя ни тот, ни другой официально не станут кандидатами на президентских выборах раньше лета 2024 года, оба являются явными фаворитами в своих партиях.
И хотя за это время утекут целые реки юридической, политической и экономической воды, растет ощущение, что мы обречены на повторение избирательной гонки 2020 года.
Вызванные пандемией потрясения повлияли на популярность обоих президентов - а вот устойчивость американской экономики, наблюдаемая с тех пор, еще не отразилась в рейтингах одобрения Байдена. Почти полный уровень занятости, перспектива близкой «мягкой посадки» экономики, похоже, всё еще остаются в тени всплеска инфляции и высоких процентных ставок.
Более того, наряду с прошлогодним энергетическим шоком, связанным с российско-украинским конфликтом, многие республиканцы и демократы возлагают вину за чрезмерное увеличение инфляции в течение последних двух лета на масштабные государственные расходы после пандемии.
Возможное возвращение Трампа в игру путает карты большинству политических прогнозистов - в особенности за рубежом, - которые размышляют о сценариях дальнейшего развития событий.
Сторонники Трампа в Конгрессе неоднократно использовали голоса колеблющихся конгрессменов, чтобы под угрозой шатдауна добиться от Белого дома драконовского сокращения расходов казны, новых миграционных ограничений и разрыва прочных внешнеполитических союзов, например, через сокращение финансирования Украины.
Еще одна перестройка международных отношений в период крайнего геополитического напряжения представляется многим глобальным аналитикам опасной и непредсказуемой - не говоря уже о перспективе резких изменений в борьбе с изменением климата и множестве нерешенных вопросов, касающихся самого демократического процесса.
«Победа Трампа в 2024 году будет ничем иным, как катастрофой для США и всего мира», - сказал в выходные главный экономический советник международной банковской группы Unicredit Эрик Нильсен.
Многие в США с этим явно не согласны.
Но что не вызывает сомнений, так это то, что все существующие политические и стратегические варианты весьма экстремальны, и учитывая результаты предвыборных опросов, невозможно точно прогнозировать, какой экономический или политический курс будет у США через 13 месяцев или даже через пять лет.
ПРИГОТОВИТЬСЯ К ТУПИКУ
Финансовые рынки редко учитывают в ценах гипотетические отдаленные события, даже несущие столь серьезные риски. Тем более что напрямую сравнивать показатели экономического роста и рынков при Трампе и при Байдене невозможно - данные сильно искажены пандемией.
Управляющий хедж-фондом Стивен Джен из международной инвестиционной компании Eurizon SLJ полагает, что большая часть яростных внутриамериканских разногласий относится к вопросам равенства, экологии, социальной сфере и управления. Финансовые же рынки вполне могут просто «зацепиться» за возобновленную в какой-то форме экономическую программу Трампа «Америка прежде всего», в которой предписано сокращение налогов, и таким образом поднять цены на американские активы.
Но даже если этот подход будет смягчен сокращением расходной части федерального бюджета, он не решит основную проблему, которая в настоящее время будоражит американские рынки, а именно - стремительный рост ставок по долгосрочным кредитам в связи с растущими предположениями о «высоком давлении» на экономику в течение многих лет наряду с увеличением дыр в бюджете и долговой нагрузки.
При этом Джен признает, что политическая «угадайка» должна будет в любом случае учитывать состав Конгресса, который, если судить по разногласиям в стране в связи с президентской гонкой, скорее всего, останется расколот по нынешним дисфункциональным линиям противостояния.
«От баланса в Конгрессе будет зависеть, насколько эффективно президент Трамп или президент Байден сможет осуществлять свою власть», - сказал он.
Таким образом, крайне неприятное противостояние из-за государственных финансов, дефицита и долга может затянуться надолго и совпадет с самым тревожным для рынков облигаций временем.
Во вторник Goldman Sachs сообщил, что рост доходности государственных облигаций и разногласия в Конгрессе вновь поставили под вопрос устойчивость американского долга, и повысил прогноз процентных расходов по государственному долгу до 3% ВВП в 2024 году и 4% в 2030 году - таким образом, в 2025 году будет перекрыт пиковый уровень стоимости обслуживания госдолга начала 1990-х годов.
Исходя из этого, Goldman повысил прогноз дефицита бюджета на 2024-2025 годы на $100 миллиардов до $1,9 триллиона, или 6,5% ВВП.
Однако банк отметил, что когда в 1980-х годах расходы на обслуживание долга резко возросли, федеральное правительство сократило первичный дефицит, исключающий процентные расходы, чтобы компенсировать их. Фискальной корректировки, подобной той, что была предпринята в 1993 году, будет достаточно, чтобы сделать то же самое в течение 5 лет.
«Однако это маловероятно в ближайшее время, учитывая тупик в Конгрессе, недостаток внимания политиков к сокращению дефицита и приближающиеся выборы 2024 года», - говорится в докладе.
По крайней мере, если верить текущим опросам, выборы в следующем году не приведут к прекращению налогово-бюджетной войны.
Для инвесторов, столкнувшихся с неопределенностью вокруг доходности долгосрочных облигаций и вновь возникающих премий за риск, заложенных в них, картина выглядит, мягко говоря, пугающей.
Майк Долан является обозревателем Рейтер и выражает собственное мнение.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду
(Майк Долан)