Глава ЦБР Эльвира Набиуллина сказала, что возврат обязательной продажи не затронет компании с небольшой долей валютной выручки и они смогут сохранить текущие внешнеторговые расчеты, в то же время мера поможет стабилизировать курс, поэтому не стоит искать противоречия между позицией ЦБР и президента.
В среду вечером, уже после закрытия биржевых валютных торгов, правительство сообщило о подготовке указа президента РФ Владимира Путина об обязательной продаже валютной выручки отдельными крупными экспортерами для стабилизации курса рубля.
Центробанк, ранее не поддерживавший возврат обязательной продажи валютной выручки, сообщил в четверг, что адресный характер валютных ограничений не принесет большого вреда внешней торговле, но улучшит ситуацию с ликвидностью на рынке РФ и стабилизирует курс рубля.
«Нет противоречий между моей позицией и позицией президента в этом вопросе», - сказала Набиуллина, выступая в Госдуме.
Депутат спросил Набиуллину почему ЦБР в последние месяцы занимал позицию о ненужности возвращения обязательной продажи валютной выручки, ведь когда президент подписал указ - рубль укрепился. Он попросил уточнить позицию ЦБР.
«Безусловно, мы будем выполнять указ... Ситуация на валютном рынке обсуждалась во время наших встреч. Ключевой фактор курсовой динамики, это очевидно, ситуация с текущим счетом, - его сокращение в этом году по сравнению с прошлым годом. Мы на предварительных обсуждениях действительно высказывали сомнения в эффективности мер по обязательной продаже валютной выручки», - сказала глава ЦБР.
«Я могу повторить эти сомнения, в том числе при обязательной продаже валютной выручки у компаний есть возможность откупать (валюту) тут же, и это увеличит оборот на торгах, но все равно, будет курс определяться фундаментальными факторами».
Указ распространяется на 43 группы экспортеров, при этом обязательная репатриация и продажа валютной выручки на российском рынке вводится на полгода.
Объемы продажи валютной выручки правительство обещает установить в течение суток, а ЦБР и Росфинмониторинг будут мониторить не только то, как экспортеры продают валюту, но и как покупают.
«Надо сказать, что крупнейшие экспортеры продавали в январе-августе где-то 87% валютной выручки, при этом надо учитывать, что значительная часть контрактов уже переходит в рубли - 40% в рублях», - сказала Набиуллина.
«То решение, которое было принято, - оно может повысить, на наш взгляд, оперативность реализации валюты на рынке, увеличит ликвидность на валютном рынке и сгладит краткосрочные колебания - то есть основные будут все-таки фундаментальные факторы, мы видим - текущий счет у нас сейчас улучшается».
«И очень важно в этом указе, это была тоже наша позиция, что меры адресные, то есть они затрагивают 43 группы крупнейших экспортеров, поэтому для большого числа компаний малых, средних, крупных компаний, у которых небольшая доля валютной выручки, - они смогут сохранить текущие подходы и схемы внешнеторговых расчетов», - сказала Набиуллина.
«Кроме того, указ предусматривает временность, возможность правительством установить временный характер этих ограничений. В течение этого времени будет осуществляться мониторинг за эффективностью действия этой меры».
ИНТЕРВЕНЦИИ И СТАВКА
Депутаты предложили ЦБР увеличить валютные интервенции и напрямую продавать валютную выручку экспортеров на рынке.
Первый зампред ЦБР Владимир Чистюхин сказал, что установление правил по продаже валюты напрямую ЦБ не будет иметь большого смысла.
«К инструменту интервенций нужно относиться аккуратно, рыночное ценообразование на сегодня происходит совсем неплохо», - сказал он.
Чистюхин назвал китайский юань одним из ключевых резервных активов России.
«Мы должны расходовать эту валюту аккуратно», - добавил он.
Набиуллина сказала, что ЦБР постепенно наращивал долю юаней в резервах.
«Структура золотовалютных резервов идет за структурой, в которой живет экономика. Сейчас у нас происходит более активный переход на юани... понимая, что у нас есть геополитические риски, не только финансовые, мы как раз существенно нарастили долю золота и юаня», - сказала она.
«Объемы золота и юаней в золотовалютных резервах достаточны и позволяют нам купировать риски финансовой стабильности», - сказала Набиуллина, не раскрыв размер долей.
Глава ЦБР также сказала, что регулятор продолжит «настраивать» денежно-кредитную политику для замедления инфляции.
В сентябре инфляция оказалась выше ожиданий: 6,0% в годовом выражении в годовом выражении, после выхода статистики аналитики стали повышать свои инфляционные прогнозы.
«Конечно, пренебрегать инфляцией нельзя, это об уровне жизни наших граждан..., поэтому денежно-кредитную политику мы с этой точки зрения настраиваем», - сказала Набиуллина в Госдуме.
ЦБР в сентябре повысил ключевую ставку на 100 базисных пунктов до 13% после того, как на экстренном заседании в августе поднял ее сразу на 350 базисных пунктов до 12%. На октябрьском заседании регулятор будет оценивать «целесообразность дополнительного повышения ставки исходя из обновления прогноза».
Когда инфляция начнет замедляться, ЦБР пойдет на снижение ставки.
«По мере стабильного снижения инфляции, инфляционных ожиданий, мы предпримем все усилия, чтобы ставка ключевая снижалась», - сказал Чистюхин.