Минтруд выявил по итогам 2022 года 663 882 россиян, скрывающих трудовые отношения с работодателем от официальных властей, пишут «Известия» со ссылкой на доклад министерства. Большинство из занятых в теневом секторе экономики работали в торговле, услугах, гостиничном и ресторанном бизнесе, строительстве, сельском хозяйстве и на транспорте.
Для борьбы с неформальной занятостью Минтруд предложил создать и вести общедоступный реестр работодателей, у которых были обнаружены факты нелегальных трудовых отношений. В докладе ведомства отмечается, что это поможет ускорить легализацию труда в России.
Также в сентябре Минтруд направил российским регионам методику для расчета потенциальной величины теневой занятости и установил KPI по легализации работающих «всерую» россиян. За следующие три года регионы должны обелить 30% теневого сектора, говорилось в документе, подписанном замминистра труда и соцзащиты Михаилом Кирсановым.
Согласно разработанному министерством алгоритму, сначала регионы определят количество неработающих лиц в трудоспособном возрасте, а затем из полученного количества вычтут тех, кто имеет основания не работать. В результате власти должны установить число граждан, чья деятельность имеет «признаки трудовых или гражданско-правовых отношений (предпринимательской деятельности), связана с удовлетворением личных и общественных потребностей, использованием личного труда и приносит им заработок, вознаграждение или иной доход», но осуществляется без оформления трудовых отношений и заключения договора гражданско-правового характера.
Помимо этого, в Минтруде завершили работу над новой редакцией закона «О занятости населения», который, по словам главы ведомства Антона Котякова, создаст серьезные вызовы для работодателей, использующих дистанционную и платформенную занятость, а также институт самозанятых для работы с сотрудниками.
В России всегда превалировали смешанные формы занятости: значительная доля сотрудников оформлена официально, но получает зарплату частично на карточку, а частично в конверте, говорит профессор департамента психологии и развития человеческого капитала факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов.
Бизнесу приходится экономить на официальных зарплатах для снижения издержек на фоне роста стоимости заемных средств, а для граждан неуплата НДФЛ — это тоже способ сохранения доходов в условиях высокой инфляции, добавляет Сафонов.
Чтобы уменьшить теневую занятость, государству нужно снизить обязательные социально-страховые выплаты, поскольку некоторые компании прибегают к неформальному трудоустройству из-за высокой налоговой нагрузки, говорит доцент кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Управление человеческими ресурсами» РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.
«Полностью избавиться от неформальных трудовых отношений не может ни одна страна в мире. Традиционно локализуются теневые отношения в малом и микробизнесе в сфере услуг. Поэтому какая-то доля серой занятости, особенно в области частных услуг, будет всегда», — заключила замгендиректора ЦСР, директор Центра регуляторной политики Екатерина Панченкова.