Массовые протесты прокатились по странам Ближнего Востока и арабским государствам после удара во вторник по больнице в секторе Газа. Нарастающее противостояние после нападения группировки ХАМАС и ответных действий израильской армии отмечается и в западных странах. Сообщения об инцидентах антисемитского характера в Лондоне выросли в семь раз, исламофобского – вдвое, сообщила на прошлой неделе полиция британской столицы.
Министерство здравоохранения в секторе Газа (управляется группировкой ХАМАС) сообщило, что в результате удара по больнице Аль-Ахли погибло около 500 человек. Израиль в среду возложил ответственность на группировку «Исламский джихад», которая неудачно запустила ракету, и представил аудиозапись разговора между двумя членами ХАМАС, где об этом говорится. Вечером в среду власти США заявили о «высокой уверенности» в том, что взрыв в больнице стал результатом действий «Исламского джихада». Оценка основана на спутниковых снимках, перехватах переговоров и информации из открытых источников, заявила представитель Совета национальной безопасности Белого дома Адриен Уотсон.
Вечером во вторник и затем в среду тысячи демонстрантов, выкрикивая антиизраильские лозунги, вышли на улицы в городах Ливана, Ирана, Ирака, Иордании, Кувейта, Египта, Туниса, Турции, сообщает CNN. Им удалось пройти к посольству Израиля в Аммане и к консульству – в Стамбуле (турецкой полиции пришлось применить слезоточивый газ и водометы).
В некоторых городах осаде подверглись посольства западных стран. В Тегеране демонстранты кричали утром в среду около британской и французской миссий: «Смерть Франции, Англии, Америке и сионистам». В Бейруте они пытались залезать на ограду посольства США и вывешивать там палестинские флаги.
На прошлой неделе во многих европейских городах прошли марши солидарности с Израилем, где от рук боевиков ХАМАС погибло около 1400 человек. У нападавших были найдены письменные приказы убивать как можно больше людей, сообщила The Wall Street Journal, ознакомившаяся с этими документами. Так, отряду ХАМАС, атаковавшему кибуц Алумим, было приказано «добиться максимального уровня человеческих жертв», а выживших взять в заложники. Напавшие на Саад были проинструктированы «взять кибуц под контроль, убить как можно больше людей и захватить заложников до получения дальнейших инструкций».
Во время демонстрации в поддержку Израиля в Берлине на Бранденбургские ворота проецировалось изображение израильского флага. Но тем же вечером около 40 поддерживающих ХАМАС демонстрантов отмечали организованное группировкой нападение. Канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что власти не потерпят проявлений антисемитизма. Но напряжение в стране растет, ведь в Германии проживает одна из крупнейших палестинских общин за пределами Ближнего Востока. Поздно вечером во вторник, после сообщения об ударе по больнице в Газе, неизвестные бросили два коктейля Молотова в сторону синагоги в центральной части Берлина, сообщает Bloomberg. Никто не пострадал.
Канцлер запретил демонстрации в поддержку Палестины, вызвав обвинения мусульманского сообщества Германии в превышении полномочий.
Противостояние на Ближнем Востоке начало сказываться на повседневной жизни евреев и мусульман Лондона, рассказывает Bloomberg. В ряде еврейских школ учеников попросили не носить на улицы элементы одежды, которые свидетельствуют об их религии. А некоторые прихожане, опасаясь нападений, перестали посещать Новую лондонскую синагогу на севере столицы, рассказал раввин Джереми Гордон.
В свою очередь, на юге Лондона на 10 автобусных остановках по маршруту, идущему мимо нескольких начальных школ, появились надписи «Ислам – зло».
В субботу несколько тысяч демонстрантов проследовали к Даунинг-стрит, призывая помочь запертым в секторе Газа палестинцам. На следующий день сотни британских евреев собрались на площади перед зданием парламента, чтобы помянуть убитых боевиками ХАМАС.
Мэр Лондона Садик Хан, сам мусульманин, старается снизить напряженность. Он посетил синагогу, благотворительные организации, оказывающие помощь палестинцам, и опубликовал рекомендации по обеспечению безопасности культовых сооружений. «Я знаю, что сейчас очень тревожное время для лондонцев – евреев и мусульман. В Лондоне нет места ненависти. Полиция усилила патрулирование, присутствие большего числа полицейских должно предотвратить проявление новых актов антисемитизма или исламофобии», – написал он в Х (бывший Twitter).
Власти Франции на помощь полиции выделили военные патрули.