ЛОНДОН/ЦЮРИХ, 23 окт (Рейтер) - Потенциальная возможность обострения конфликта между Израилем и ХАМАС и низкие показатели корпоративной прибыли побудили инвесторов броситься искать активы-убежища, которых осталось совсем немного, в то время как ожидания сохранения ставок в США повышенными на длительный срок привели к росту доходности государственных облигаций и иены.
Швейцарский франк - давно устоявшаяся валюта-убежище - обновил максимум с 2015 года в паре с евро и уверенно держится на фоне потери привлекательности своих традиционных конкурентов.
Разочаровывающие квартальные результаты европейского гиганта пищевой промышленности Nestle и американского банка Morgan Stanley еще больше испортили настроения инвесторов и отвратили их от рисковых активов. Глобальный индекс акций упал на 1,6% за неделю, а акции на Уолл-стрит за две сессии потеряли 2%.
«Рынки оказались между молотом и наковальней, поскольку в условиях, когда облигации не обеспечивают защиты, наблюдается резкий рост неприятия риска, - отметил Флориан Иельпо из Lombard Odier Investment Managers в Женеве. - Где же выразить это неприятие риска, если нельзя выразить его в облигациях?»
По словам Иельпо, кроме доллара США, в качестве возможных вариантов остаются только швейцарский франк и золото.
Евро просел к франку до отметки 0,9419 в пятницу - самого низкого уровня с тех пор, как ЦБ Швейцарии отменил привязку франка к евро в январе 2015 года. С начала октября единая европейская валюта снизилась против швейцарской примерно на 2,4%.
Доллар подешевел к франку примерно на 1% на прошедшей неделе, показывая самое большое недельное падение с июля .
В то же время, доллар по отношению к японской иене - еще одному традиционному активу-убежищу - находится на максимуме почти за год, а доходность 10-летних казначейских облигаций впервые за 16 лет достигла 5%, что оттягивает деньги инвесторов из низкодоходной японской валюты.
Трейдеры также считают, что риск валютной интервенции со стороны японских властей и связанной с этим волатильности выше, чем риск от любых действий со стороны ЦБ Швейцарии, отмечают аналитики.
В этом месяце швейцарский франк вырос более чем на 3% по отношению к иене.
«Дифференциал страха перед последствиями действий властей Швейцарии и (министерства финансов) Японии, безусловно, усиливает силу швейцарца», - сказал Джереми Стретч из CIBC Capital Markets.
НЕОПРЕДЕЛЁННЫЙ МИР
После нападения ХАМАС на Израиль 7 октября швейцарский франк вырос по отношению к доллару примерно на 2%.
Доллар, напротив, в целом сохраняет стабильность.
«Война на Ближнем Востоке, безусловно, привела к бегству в активы-убежища, что благоприятно сказалось на курсе швейцарского франка», - отметил Карстен Юниус из J.Safra Sarasin.
Франческо Песоле из ING считает, что следующим важным уровнем для пары евро/швейцарский франк является отметка 0,94, а в ближайшей перспективе возможно движение к 0,93, учитывая повышенную геополитическую напряженность.
Тем не менее, резкие движения валюты могут привлечь внимание центрального банка, учитывая, что большие дневные колебания участились.
Например, 13 октября евро к франку подешевел на 0,89%, что стало самым большим однодневным падением с ноября 2022 года.
ЦБ Швейцарии отказался в пятницу от комментариев относительно стоимости валюты и возможности интервенций.
С конца 2022 года регулятор покупает франки для поддержания курса валюты, снижая инфляционный эффект от роста стоимости импорта сырьевых товаров.
По мнению некоторых аналитиков, центробанк, который получил репутацию трудно предсказуемого с тех пор, как в 2015 году взбудоражил валютные рынки, возможно, подумывает отказаться от поддержки валюты, если экспортеры будут слишком сильно выражать недовольство.
«Слишком быстрое и значительное укрепление франка создаст большие трудности для швейцарских экспортеров», - сказал Юниус из J.Safra Sarassin.
Однако Лука Паолини из Pictet Asset Management считает, что экспортная отрасль Швейцарии с высокой добавленной стоимостью достаточно конкурентоспособна, чтобы выдержать укрепление валюты.
ЦБ Швейцарии отреагирует только в том случае, если укрепление франка создаст ситуацию, при которой риск дефляции будет очень значительным, и она еще не наступила, сказал Паолини.
Швейцарская валюта может оказаться под давлением, если экономика США войдет в рецессию и американские казначейские облигации вновь обретут былой блеск, считает Тоби Гибб из Artemis, хотя он оценивает такой сценарий как маловероятный.
«В конечном счете, нет достаточных оснований полагать, что в нынешних условиях устойчивых экономических показателей, сильной динамики рабочей силы и устойчивой базовой инфляции доходность должна существенно снизиться», - сказал он.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Наоми Ровник и Алун Джон в Лондоне, Джон Ревилл в Цюрихе, при участии Аманды Купер и Дхары Ранасингхе в Лондоне)