Старение автомобильного парка в России после ухода из страны мировых автопроизводителей привело к резкому росту спроса на услуги автомастерских. С января по сентябрь 2023 года он вырос на 25% год к году, приводят «Известия» данные геосервиса 2ГИС. В общей сложности за это время пользователи сервиса искали станции техобслуживания (СТО) 24 млн раз.
«Автомобильный парк в стране стареет, а чем старше машина, тем чаще она требует ремонта. Покупательская способность низкая, выбор новых машин ограничен, поэтому водители стремятся продлить жизнь своих действующих авто», — подтвердила тенденцию директор сети автосервисов Fit Service Татьяна Овчинникова.
Спрос на услуги СТО обычно растет в кризисные времена, говорит член правления Союза автосервисов Илья Плисов. «В настоящее время на ситуацию активно влияет неудовлетворенный спрос на новые автомобили. Пробеги растут, более старый автомобиль требует большего ремонтного воздействия, как следствие, растут чеки и частота заездов в автосервисы», — пояснил он.
В СТО выстроились целые очереди, а запись на ремонт ведется за три недели, отмечает член общественного совета при ГУ МВД России по Москве Петр Шкуматов. По его словам, одна из причин высокого спроса на ремонт — нежелание россиян продавать свои старые машины из-за высоких цен на новые.
Согласно данным 2ГИС, в российских городах-миллиониках насчитывается порядка 19 тыс. СТО. С октября 2020 года по настоящее время их число выросло на 13%. Лидерами по приросту стали Краснодар, Воронеж, Ростов-на-Дону, Москва и Уфа. Однако даже с учетом этого число СТО не во всех городах соответствует объему автопарка, отмечают в аналитическом агентстве Gruzdev-Analyze.
«Один сервис в Москве чинит более 800 автомобилей в год, а в Санкт-Петербурге, Казани, Самаре и Ростове-на-Дону — более 500 машин», — пояснили аналитики. При этом в городах, где наблюдается повышенный спрос на ремонт, цены на услуги СТО также резко выросли. Так, например, в Казани средний чек увеличился на 39% (10,1 тыс. руб.), а в Москве — на 28% (11,7 тыс.).
«Загруженность станций в России в целом очень высокая. Если сравнить показатель, например, с Германией или Китаем, то в этих странах цифры будут почти вполовину ниже», — отметила Овчинникова. По ее словам, если конкретный город попал в число самых загруженных, значит, ситуация в нем «действительно сложная».
После начала войны в Украине все мировые автоконцерны остановили производство в России. Впоследствии большинство из них продали активы и ушли из страны. Кроме того, прекратились официальные поставки новых авто.