Россия лишилась западных покупателей нефти и газа, но пока сохраняет крепкие позиции на другом важном топливном рынке – в ядерной энергетике. «Росатом» – лидер по обогащению урана (контролирует почти 50% мирового рынка), и заменить его продукцию и услуги крайне сложно. Но США хотят попытаться.
Тот факт, что около 20% обогащенного урана поставляется на американские АЭС по контрактам с Россией, вызывает «глубокую озабоченность» и создает угрозу национальной безопасности США, заявила Financial Times помощник министра энергетики Кэтрин Хафф, курирующая ядерную энергетику.
«Критически необходимо избавиться от этой зависимости… это крайне важно для национальной безопасности, климата, нашей энергетической независимости», – сказала она.
США уже начали финансировать некоторые проекты, например поддержали расширение мощностей на заводе по обогащению урана компании Urenco в Нью-Мексико; строительство должно завершиться до 2027 г. Также Минэнерго софинансировало пилотный проект компании Centrus, которая в ближайшие недели должна выпустить первую партию высокопробного низкообогащенного урана (HALEU). Пока единственным в мире коммерческим продавцом этого топлива, которое используется на получающих все большее распространение малых атомных электростанциях, является входящая в «Росатом» Tenex.
Об обеспечении поставок сырья США договариваются с союзниками – Канадой, Францией, Японией, Великобританией.
По словам Хафф, администрация Джо Байдена запросила у Конгресса $2,1 млрд, с помощью которых предполагается стимулировать американские компании расширять мощности по обогащению и конверсии урана. Согласно плану, Минэнерго станет покупателем последней инстанции, чтобы на долгую перспективу обеспечить поставки для растущего числа реакторов.
Но успешное освоение госинвестиций невозможно без введения ограничений на российское топливо, говорит Хафф: «В прошлом мы видели, что выбрасывание Россией на рынок дешевого обогащенного урана подрывало наш топливный цикл и привело нас туда, где мы сегодня находимся». В мае подкомитет Палаты представителей одобрил законопроект о запрете на импорт российского урана, аналогичный документ вынесен на рассмотрение Сената.
«С юридической точки зрения, российские материалы все еще доступны, они продаются и покупаются, – говорит Дэниел Поунмен, гендиректор Centrus. – Но политика вокруг них изменилась драматически, и пусть не все, но многие импортеры обогащенного урана из России хотели бы перейти на другие источники поставок».