Российские власти готовятся ввести обязательную маркировку консервов с 1 сентября 2024 года. Это следует из протокола совещания у вице-премьера Дмитрия Григоренко, пишут «Известия» со ссылкой на копию документа.
Перед этим правительство намерено запустить эксперимент по внедрению маркировки. Он пройдет с 1 декабря этого года по 31 августа 2024-го, рассказал близкий к кабмину источник. По его словам, в ходе пилотного проекта маркировка затронет консервацию продуктов из мяса, мясных субпродуктов, овощей и фруктов, грибов и ягод, а также отдельных видов бакалейной продукции (в том числе чипсов, сухариков, начос и соусов).
До этого идею маркировать консервы под предлогом борьбы с контрафактом и фальсификацией лоббировал Минпромторг. По планам ведомства, эксперимент по маркировке рыбных консервов должен был пройти с 1 апреля 2022-го по 28 февраля 2023-го, а мясных, овощных и фруктовых — с 1 мая 2022-го по 28 февраля 2023-го.
Против инициативы по маркировке консервов выступили в Рыбном союзе. «Мы не понимаем, как реально маркировка поможет решить проблемы фальсификата, контрафакта и нелегального оборота. При этом внедрение будет стоить больших расходов и администрирования. Не стоит забывать и про большое неудобство для кассиров и покупателей», — отметил председатель союза Александр Панин.
На текущий момент уже работает система «Меркурий», с помощью которой прослеживается вся цепочка продукции, напомнил президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. «Рыбацкое сообщество не совсем понимает, зачем сегодня нужна маркировка», — подчеркнул он.
Маркировкой товаров в России занимается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). По последним официальным данным, компания на 50% принадлежит холдингу USM миллиардера Алишера Усманова. Также долями по 25% в ней владеют «Ростех» и «Элвис-Плюс Групп» Александра Галицкого. ЦРПТ работает на основе государственно-частного партнерства. Пресс-служба ЦРПТ утверждает, что USM Усманова "уже длительное время является миноритарным участником ЦРПТ с долей менее 25%", однако отказывается раскрывать актуальную структуру акционеров компании.
При маркировке продукции каждая единица получает уникальный двумерный код Data Matrix, позволяющий отслеживать весь жизненный цикл товара — от производства до утилизации. Однако один код обходится производителям в 0,5 руб. без НДС, которые идут ЦРПТ.
Ранее правительство ввело обязательную маркировку для меховых изделий, лекарств, обуви, фотоаппаратов, автопокрышек, отдельных товаров легкой промышленности, табака, молочной продукции и питьевой воды. Маркировка привела к росту цен на товары, поскольку производители должны были закупать дорогостоящее оборудование, чтобы размещать коды ЦРПТ на упаковках.
Маркировка — это косвенное налогообложение бизнеса с неясными бенефициарами, отмечал интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. По его словам, выстроенная схема государственно-частного партнерства может быть потенциально коррупционной.