На портале «Госуслуги» может появиться информация о зарегистрированных на россиян сим-картах. Эту идею продвигают чиновники Минцифры, рассказали «Коммерсанту» источники на телекоммуникационном рынке.
Данные о сим-картах будут доступны только в личных кабинетах, уточнил один из собеседников. По задумке ведомства инициатива должна помочь россиянам отслеживать использование их номеров в мошеннических целях.
«Увидев в системе „Госуслуги“ номер, который не используется или который был нелегально оформлен, абонент сможет его заблокировать», — пояснил один из собеседников.
На текущий момент сведения о владельцах мобильных номеров хранятся исключительно у операторов связи. Согласно действующему законодательству, абонент может заблокировать сим-карту в личном кабинете оператора, через звонок ему или визит в салон связи.
По закону «О связи» оператор обязан сам проверять достоверность сведений об абоненте еще до начала оказания услуг, в том числе данные о конечных пользователях, если сим-карта оформлена на юрлицо или субъект малого предпринимательства.
«Полагаем, что сбор сведений на „Госуслугах“ избыточен, они в любом случае должны предоставляться самим оператором и не собираться на иных ресурсах, иначе это может дать злоумышленникам дополнительный инструмент», — заявили в МТС.
В Tele2 отметили, что реализация идеи потребует «особого внимания к безопасности баз данных клиентов». В «Вымпелкоме» (бренд «Билайн») предложили обращаться с запросами на блокировку уже доступными способами. В «Мегафоне» отказались от комментариев.
Инициатива Минцифры предполагает полноценную интеграцию «Госуслуг» с данными всех мобильных операторов, отмечает CEO Ingry.Tech Георгий Банчиков. По его словам, для передачи сведений в режиме реального времени понадобится дополнительно обеспечить стабильную работу портала.
Источник на рынке кибербезопасности сомневается, что таким образом можно будет решить проблему мошеннического использования телефонных номеров. По его словам, новая инициатива может привести к «перекладыванию ответственности» за нелегальное использование сим-карт на самих граждан.
Эффективнее для борьбы с фродом было бы обязать операторов выстраивать систему внутреннего контроля и лишать лицензии тех, кто не способен организовать работу безопасно, заключил собеседник.
Мошенничество с использованием подменных номеров остается одним из наиболее частых способов кражи средств в России. В 2023 году число попыток телефонного мошенничества в отношении россиян достигло 8,6 млн в сутки против 5 млн в 2022 году.
Для борьбы с проблемой Роскомнадзор с начала текущего года тестирует единую платформу верификации телефонных вызовов «Антифрод». С ноября часть операторов связи уже начали штрафовать за нарушение сроков интеграции с системой.