Иностранные криптобиржи стали сообщать о наличии у россиян криптокошельков и предоставлять их номера арбитражным управляющим при банкротстве, рассказал «Ведомостям» глава управления принудительного взыскания и банкротства Сбербанка Евгений Акимов.
Сотрудничать с российским правосудием на текущий момент готовы дубайская биржа Bybit, европейская Bitstamp, сингапурская Bitrue, американская Gate.io и зарегистрированная на Сейшельских островах OKX.
По словам Акимова, до этого все известные случаи взыскания криптовалюты происходили в рамках оперативных мероприятий по уголовным делам, когда правоохранители находили смартфон или ноутбук и оттуда узнавали о наличии «крипты» у человека.
«Мы подумали: почему бы просто не спросить у криптобиржи», — отметил Акимов. Он добавил, что нет никаких препятствий для того, чтобы продать криптовалюту на бирже за фиатные деньги по аналогии с реализацией имущества за рубежом для целей банкротства.
При этом Акимов не уточнил, удалось ли Сбербанку хотя бы раз взыскать криптовалюту при банкротстве.
Взыскание криптовалют затруднено отсутствием их правового статуса, отметили в ВТБ. Во втором по величине госбанке призывают оперативно создать соответствующую процедуру, чтобы расширить возможности участников рынка.
В делах о банкротстве уже встречаются случаи продажи криптовалют напрямую покупателям, говорит старший партнер Emet Law Firm Эдуард Давыдов. Согласно общему правилу, имущество должника реализуется с электронных торгов, но если его рыночная стоимость меньше 500 тыс. руб., то арбитражный управляющий может заключить договор напрямую с покупателем криптовалюты или продать ее через криптобиржи, пояснил юрист.
Эффективность взыскания криптовалюты зависит от способа ее хранения, отметил старший юрист фирмы Tomashevskaya & Partners Михаил Жужжалов. Если речь идет о холодном кошельке (криптовалюте на флешке), то можно ее просто изъять, но в случае с горячим кошельком, который постоянно подключен к интернету, ситуация сложнее, поскольку его владелец может онлайн перевести активы третьим лицам и затруднить взыскание, заключил Жужжалов.