Елена Фабричная, Александр Мэрроу
МОСКВА, 23 ноя (Рейтер) - Совкомбанк, один из ведущих российских банков в области ESG, обратился в OFAC за лицензией для проведения платежей в адрес ООН в рамках программы UNEP FI по климатическим рискам и раскрытию финансовой информации, связанной с климатом (TCFD), сказал Рейтер заместитель председателя правления - руководитель корпоративно-инвестиционного блока Совкомбанка Михаил Автухов.
Совкомбанк входит в число 13 крупнейших российских банков, признанных ЦБР системно значимыми, в 2022 году он попал под санкции США, Великобритании и ЕС.
«Мы не приостанавливали членство в международных организациях. Продолжаем работать с ними, несмотря на все те сложности, которые возникли в прошлом году. ООН не вводила никаких ограничений в целом на Россию. Эта организация, имеющая наднациональный уровень, не является участником политики ограничений», - сказал Автухов Рейтер в кулуарах бизнес-завтрака газеты «Коммерсант».
«И поэтому никакие инициативы в рамках ООН банк не приостанавливал. Есть определенные сложности с проведением платежей в целом у российских участников этих программ. Но ООН относится к этому с пониманием», - добавил он.
Представитель ООН не был немедленно доступен для комментариев.
Совкомбанк проводит работу для возобновления платежей для погашения задолженности по накопившимся с начала 2022 года членским взносам. Участником программы ООН банк является с 2019 года.
«Мы обратились в OFAC с просьбой выдать лицензию, чтобы наши платежи были приняты. У нас есть средства в иностранной валюте на эти платежи. Но пока никакого ответа от них, к сожалению, мы не получили», - сказал Автухов.
Казначейство США отказалось от комментариев к данной статье.
«Мы находимся в диалоге с ООН, и они тоже ожидают, что эта проблема будет решена. Мы надеемся на то, что появится возможность провести платежи и оплатить задолженности по тем обязательствам, которые мы брали на себя», - сказал Автухов.
Отвечая на вопрос, может ли банк оплатить эти обязательства перед ООН в других валютах, помимо долларов США или евро, например, в китайских юанях или с помощью криптовалют, Автухов сказал, что банк не хочет, чтобы его заподозрили в обходе санкций.
«У нас простая позиция - мы хотим заплатить обычным способом. Поэтому обратились напрямую в OFAC».
Банк рассчитывает, что американский регулятор выпустит общую лицензию, которая позволит проводить определённые виды платежей всем российским участникам рынка в адрес международных организаций.
ЗЕЛЕНАЯ ПОВЕСТКА
Совкомбанк также является членом альянса Net-Zero Banking Alliance (NZBA) и покупает климатические сертификаты, что поможет банку скорее стать углеродно-нейтральным, сказал Автухов.
Президент РФ Владимир Путин подтвердил планы достичь углеродной нейтральности российской экономики не позднее 2060 года, для этого правительством была принята стратегия.
«Банк ориентируется на политику государства в этом направлении, но если для всей страны назван 2060 год, то мы в своей стратегии зафиксировали 2050 год, с опережением... Но это полная углеродная нейтральность, по всем уровням», - сказал Автухов.
«Мы уделяем по-прежнему теме ESG большое внимание. Внутри банка несколько изменились подходы к оценке различных направлений ESG-повестки, в частности, выросла значимость социальной части. Но и зеленая повестка никуда не ушла. Она понятная, хорошо оцифрованная, определены границы. Много стейкхолдеров среди наших клиентов», - сказал Автухов.
«Совкомбанк уже в этом году может достичь нейтральности по первым двум стадиям. Мы реализуем комплексный подход и достигаем этого через снижение объемов потребления электроэнергии, за счет повышения собственной энергетической и экологической эффективности: зеленые офисы, раздельный сбор мусора и тому подобное... в этом году решили, что первые две стадии из трех по углеродной нейтральности мы сможем достичь, в том числе за счет покупки зеленых сертификатов», - сказал Автухов.
Совкомбанк купил зеленые сертификаты, зарегистрированные в российском реестре компании «Карбон Зиро», на площадке Ассоциации НП РТС в секторе «Климатические финансовые инструменты» на базе системы внебиржевой торговли RTS Board.
Сертификаты подтверждают производство электроэнергии на генерирующих объектах, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии: ветра, солнца, воды и других. Один сертификат эквивалентен 1 кВт/ч электроэнергии.
«У нас комбинация из нескольких сделок, из нескольких партнеров, с которыми мы достигли договоренностей. Сделали первые сделки и в ближайшее время завершим в полном объеме... Мы считаем, что это станет нашей ежегодной практикой», - сказал Автухов.
«Почему в России не очень широко распространена такая практика? Рынок зеленых сертификатов не так давно появился, и он специфический, очень узкий. Компании, которые получают право на эмиссию этих сертификатов, пока не все вовлечены полноценно в процессы, нет большого опыта, традиций зеленых инвестиций», - добавил он.
В 2022 году на фоне западных санкций в отношении России со стороны международных организаций и структур была приостановлена сертификация «зеленых» инструментов, возникли ограничения, в том числе в стандартах и в классификации сертификатов по стандартам.
«Поэтому в этом году стали возникать новые практики на рынке. Мы вместе с НП РТС провели сделки в торговой системе на эти сертификаты и будем еще проводить, вовлекать наших клиентов, делиться этим опытом, способствовать трансформации коричневых индустрий в зеленые. Определяем так свою миссию во взаимоотношениях с клиентами», - сказал Автухов.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
Совкомбанк стал первым банком в России, выпустившим социальные еврооблигации, но санкции не позволяют российским участникам продолжать эту практику.
«У нас есть успешная практика по выпуску облигаций для развития социальной инфраструктуры, это детские сады, школы и другие объекты. У нас есть проекты по секъюритизации кредитов, связанных с постройкой социальной инфраструктуры. Работаем в партнерстве с Дом.РФ в рамках проекта по социальной ипотеке. Но рыночных агентов не так много в этом направлении, опять же, фокус крупнейших государственных банков пока не направлен на секъюритизацию таких активов, они предпочитают держать их на своем балансе, а не масштабировать этот опыт на финансовых рынках, как следствие - мало финансовых инструментов», - сказал Автухов.
Проблема остается с определением, что такое социальная инвестиция и как такой продукт «упаковать», чтобы рыночный инвестор его купил. В России нет социальной таксономии, единых стандартов, позволяющих секъюритизировать пул однотипных социальных кредитов.
Банки на фоне роста ставок сейчас сконцентировались на выдаче льготных ипотечных кредитов в рамках госпрограмм. А такие кредиты секъюритизировать нельзя.
«Нельзя предложить инструмент, если он льготируется или субсидируется со стороны государства, например. Это как минимум экономически нецелесообразно, поскольку льготная ставка ниже рыночной», - сказал Автухов.
«Совкомбанк изменил приоритеты и увеличил долю в портфеле для нового окрашенного финансирования, которое имеет ярко выраженный социальный характер. Я надеюсь, что в следующем году у нас появится больше такого рода проектов, - и облигаций, и других публичных инструментов, ну и просто такого финансирования в кредитном портфеле», - добавил он. (Елена Фабричная, при участии Александра Мэрроу и Дафне Псаледакис. Редактор Дмитрий Антонов)