Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Бум продаж китайских автомобилей в РФ тормозится слабым восстановлением экономики

Глеб Столяров, Александр Мэрроу

МОСКВА, 24 ноя (Рейтер) - Продажи китайских автомобилей в России, похоже, достигли пика, в то время как внутреннее производство восстанавливается после ухода западных автопроизводителей, свидетельствуют данные, предоставленные Рейтер агентством Автостат, но рост рынка, который наблюдается в последние месяцы, может замедлиться из-за растущей стоимости импорта и высоких процентных ставок.

Эти цифры - первые признаки того, что российский автомобильный рынок и роль Китая на нем стабилизировались после почти двухлетних потрясений, вызванных санкциями, введенными против Москвы, и внезапным уходом западных компаний.

Но рынок, продажи на котором в 2022 году упали почти на 60%, а производство - до постсоветских минимумов, все еще далек от уровней, бывших нормальными до начала конфликта в Украине: ожидается, что в 2023 году продажи будут одними из самых низких за последние 10 лет.

До того, как Москва начала «специальную военную операцию» в Украине в феврале 2022 года, на долю китайских автомобилей приходилось менее 10% российского рынка. В августе этого года доля китайских брендов в продажах достигла пика почти в 56%, свидетельствуют данные аналитического агентства Автостат и его партнера - консалтинговой компании ППК.

Теперь эта доля начала выравниваться: начиная с августа в России продается около 60.000 автомобилей китайских брендов ежемесячно, как импортных, так и выпущенных в России, что в сентябре составило 53% от общих продаж новых легковых автомобилей.

Китайские автопроизводители, такие как Great Wall , Chery и Geely, извлекают выгоду из ухода западных игроков, которые раньше доминировали на рынке, что свидетельствует о растущей зависимости Москвы от Пекина и укреплении экономических связей с Китаем.

В январе-октябре 2023 года Россия стала крупнейшим экспортным рынком для китайского автопрома, поднявшись с 11 места: экспорт автомобилей из Китая в РФ за 10 месяцев вырос до $9,4 миллиарда c $1,1 миллиарда в прошлом году, свидетельствуют данные Китайской таможни.

По данным Автостата, ежемесячные продажи автомобилей в России сейчас более чем вдвое выше, чем год назад, а производство автомобилей, по данным Росстата, в сентябре выросло почти втрое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что подчеркивает частичное восстановление автопрома.

Китайские автомобили помогли рынку восстановиться в отсутствие автомобилей западных автопроизводителей, и удовлетворить спрос на более дорогие машины, но потенциал роста их доли иссяк, считает исполнительный директор Автостата Сергей Удалов.

«Рынок достиг состояния равновесия - основные китайские бренды пришли в Россию, и (отложенный) спрос удовлетворен», - сказал он.

Крупнейший российский автопроизводитель Автоваз, выпускающий самые популярные машины Lada, в основном удовлетворяет спрос на дешевые автомобили, в то время как китайские бренды заполняют более дорогие ниши, добавил Удалов.

По его словам, эта тенденция может измениться, если Автоваз или китайские автопроизводители попытаются освоить другие ценовые категории, но сейчас перспективы роста рынка невелики.

НЕСТАБИЛЬНЫЙ РЫНОК

Санкции против России способствовали снижению производства и продаж автомобилей, особенно в 2022 году, но также и после аннексии Крыма в 2014 году.

Годовые продажи не превышали 2 миллионов автомобилей с 2014 года, производство также оставалось на низком уровне. В 2022 году в России было продано чуть более 626.000 новых автомобилей, а за январь-октябрь этого года - почти 830.000, посчитал Автостат.

Наблюдается умеренное восстановление после минимумов 2022 года, но потеря западных технологий наносит ущерб сектору даже несмотря на то, что китайские автопроизводители приходят на производственные площадки, освобожденные их западными конкурентами.

По данным Росстата, за первые три квартала 2023 года в России было выпущено всего на несколько тысяч автомобилей больше, чем за аналогичный период прошлого года, но сейчас эти цифры имеют тенденцию к росту.

«Пока мы видим, что начавшийся поздней весной рост отложенного спроса, который тянулся до августа включительно, в сентябре начал выдыхаться», - сказала экономист и профессор МГУ Наталья Зубаревич.

Зарплаты населения растут, отчасти из-за превышения целевого уровня инфляции, но четыре повышения ключевой ставки с июля до 15% приводят к удорожанию кредитов.

«(Ключевая) ставка (на автокредиты) должна повлиять угнетающе, это должно проявиться в октябре и ноябре», - сказала Зубаревич.

Между тем, падение курса рубля до 100 по отношению к доллару в этом году привело к удорожанию импорта, что привело к снижению покупок китайских автомобилей. С тех пор он восстановился примерно до 90.

ЦБ РФ в ноябре отметил в отчете, что запрет на импорт некоторых японских автомобилей в сочетании с ослаблением рубля приводит к росту цен на иномарки.

Автоваз сообщал ранее, что планирует сократить объем производства в 2023 году в пределах 10% от ранее запланированного объема 400.000 штук из-за введенных против него в сентябре санкций США.

«Рынок в крайне нестабильном, зыбком состоянии», - сказала Зубаревич.

(Глеб Столяров, Александр Мэрроу. Графики - Винит Сачдев. Редактор Дмитрий Антонов)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку