Российскому рынку такси не хватает рекордного числа водителей. К началу осени дефицит таксистов вырос до 72 тыс. человек, а к декабрю он мог увеличиться до 80 тыс., пишут «Ведомости» со ссылкой на расчеты экспертов Аналитического центра при правительстве России, а также на данные «Яндекс такси».
На дефицит водителей повлияли растущие финансовые и административные издержки, мобилизация, отток мигрантов и уход кадров в другие сферы экономики. Также на то, что водители покидают отрасль, повлиял рост расходов на автомобили и их обслуживание в 1,5 раза.
По данным Аналитического центра, сильнее всего на росте издержек сказалась цена новых авто — затраты на амортизацию автомобиля в расчете на километр пробега выросли на 63% за два года. Помимо этого, таксисты несут затраты на техобслуживание, топливо, лизинг автомобилей и страхование ОСАГО для такси. В целом доля расходов на эксплуатацию автомобиля составляет до 40% цены поездки.
Ситуацию усугубляет дефицит автомобилей. Относительно уровня 2021 года он составил 21,4% при потребности отрасли в 40–50 тыс. новых автомобилей ежегодно, подсчитали в Аналитическом центре.
При этом сами таксисты винят в сложившемся положении не рыночную ситуацию, а госрегулирование. Вступивший с 1 сентября 2023 года закон № 580-ФЗ обязал водителей получать разрешение на деятельность, самостоятельно выписывать себе путевые листы, проходить ежедневные медицинские и технические осмотры, за свой счет перекрашивать автомобиль в требуемый в регионе для такси цвет и приобретать специализированный полис ОСАГО, который в 10–20 раз дороже стандартного при том же страховом покрытии.
По данным такси «Максим», в регионах 65% от общего объема заказов выполняют люди, для которых такси — это подработка к основной профессии. Новые правила работы фактически отсекли им возможность работать.
Сейчас в такси остались в подавляющем большинстве опытные водители-профессионалы и теперь за них идет борьбы между агрегаторами, говорит управляющий директор «Ситимобила» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко.
Многие новые водители сразу подключаются к более дорогостоящим тарифам «Комфорт» и «Комфорт+», тогда как владельцы машин эконом-класса менее охотно идут в такси, пишет в своем отчете «Яндекс такси». Из-за этого в крупных городах люди вынуждены заказывать машины с повышенным уровнем комфорта и платить больше за такси.
По оценке Аналитического центра, средняя стоимость поездки на такси с 2021 года увеличилась на 23–29%. Согласно данным «Яндекс такси», в Москве цена одной минуты выросла на 19% за год, а в Санкт-Петербурге — на 21%.
Если число водителей не увеличится, цены продолжат расти, при этом упадет качество услуг и скорость подачи автомобиля, предупреждает Коваленко из «Ситимобила» и «Таксовичкоф». Как только водителям станет проще работать и зарабатывать в отрасли легально, проблема кадров исчезнет сама по себе, считают в такси «Максим».