Предложение вице-спикера Госдумы Петра Толстого отказаться от термина «россияне» по отношению к народам России и называть всех «русскими» вызвало возмущенную реакцию в Татарстане. Особенно остро там отреагировали на слова о том, как Иван Грозный брал Казань.
Скандальное заявление Толстого прозвучало в конце ноября в эфире ток-шоу «60 минут» на телеканале «Россия 1». По словам вице-спикера Госдумы, слово «россияне» придумали в ельцинские времена, «и с тех пор мы, русские люди, у себя в России продолжаем произносить это абсолютно невнятное прилагательное».
«Наши братья аварцы, чеченцы, татары, башкиры — все русские. Потому что они в России живут! И они неспроста живут в России, исторически так сложилось. Не для того Иван Грозный брал Казань, чтобы мы сейчас начали говорить вдруг "россияне"», — сказал Толстой.
На татарстанском гостелеканале ТНВ это заявление назвали провокацией. «Можно было бы, углубившись в историю, проверить, кто кого и сколько раз брал, но зачем поддаваться на провокации и умножать глупость? Откуда в части российской политической элиты проснулся этот пещерный имперский национализм?.. Петр Толстой человек образованный. Почему же он разговаривает со мной на языке гопников и позволяет себе говорить такие слова?», — прокомментировал слова депутата ведущий программы «Семь дней» Ильшат Аминов.
Ранее словами Толстого возмутился народный писатель Татарстана, депутат Государственного Совета Республики Татарстан Ркаиль Зайдулла. «Как политическая нация, поскольку страна у нее Россия, граждане должны называться „россияне“. А этническая национальность у каждого своя и так и должно быть. Просто какими-то законами это невозможно изменить. В нынешнее сложное время это может привести и к межнациональным конфликтам. Я считаю, что такие вещи — это политическая ошибка», — говорил писатель в интервью «Татар-информ».
Его поддержала заведующая отделом этнологических исследований Института истории АН РТ, доктор социологических наук Гульнара Габдрахманова. По ее мнению, надо «быть очень аккуратными в употреблении терминов» и «учитывать, насколько этот вопрос чувствителен для представителей нерусских народов». «Сложно прогнозировать, насколько сильное недовольство может вызвать закрепление общего термина „русские“ для всех народов страны, однако некоторую обиду нерусские народы по этому поводу, безусловно, почувствуют», — считает Габдрахманова.