В России заочно арестовали и объявили в международный розыск бенефициара «Муромского радиоприбора» Алексея Ковальчука, чья компания под видом «уникальных отечественных установок» поставила погранслужбе ФСБ устройства Samsung и Japan Radio Company за 153 млн руб., пишет «Коммерсант».
По данным издания, дело было возбуждено еще в 2019 году. Тогда его фигурантом стал главный связист департамента береговой охраны погранслужбы ФСБ, капитан 1-го ранга Дмитрий Кафтанов, который принял от имени руководства ведомства партию приборов сомнительного происхождения. Также подозреваемым по делу проходил один старший офицер спецслужбы, глава военного представительства ФСБ, который должен был оценивать качество этих приборов.
Согласно версии следствия, оба офицера с 2014 по 2019 год управляли поставками пограничникам персональных планшетов под брендом Vega в рамках госконтрактов, заключенных управлением материально-технического обеспечения ФСБ с коммерсантами. Устройства должны были обеспечить пограничникам глобальную систему связи при бедствии в районе А4 — зонах в Северном Ледовитом океане, где полностью отсутствует или затруднена спутниковая, мобильная и радиосвязь.
Планшеты якобы производил «Муромский радиоприбор», а поставлял их официальный дилер «Радио-Навигатор». Их цена соответствовала стоимости «новейшей отечественной разработки». Вся партия обошлась ФСБ в 153 млн руб.
Однако назначенная Следственным комитетом техническая экспертиза показала, что устройства собирались на приобретенных в Китае электронных платах Samsung и Japan Radio Company. Комплектующие упаковывали в корпуса с нанесенным на них логотипом муромского завода.
Отвечавших за закупку и прием этой техники офицеров ФСБ арестовали осенью 2022 года. Тогда же следователи задержали и допросили гендиректора «Муромского радиоприбора» Святослава Денисова и представителя компании «Радио-Навигатор», которая продавала его продукцию в Москве. Они признали вину, дали показания на других участников дела и остались на свободе.
С потенциальными организаторами схемы и главными бенефициарами продажи поддельных устройств ФСБ возникли проблемы. Один из них — Максим Нечаев — уехал в Беларусь после того, как в отношении него возбудили дело по ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество в особо крупном размере). Но впоследствии он вернулся в Москву и был задержан.
Основной бенефициар «Муромского радиоприбора» Ковальчук, в свою очередь, тоже уехал в Беларусь, но оттуда перебрался в Европу. До сих пор мера пресечения для него в виде подписки о невыезде не менялась. О его заочном аресте следствие решило ходатайствовать только на днях. Суд заочно арестовал бизнесмена на два месяца с момента его физического задержания.