Производители российских дронов не смогли импортозаместить компоненты, из которых собираются беспилотники, и отказываются проходить государственную сертификацию, сообщил замглавы Росавиации Андрей Добряков.
«К сожалению, первоначальные планы организаций, заявивших о желании заниматься производством БАС (беспилотных авиационных систем. — ТМТ), <…> сдвинулись по срокам из-за причин, не зависящих от Росавиации. Эти причины обусловлены скорее задачами по необходимому импортозамещению компонентов», — сказал РБК Добряков.
По его словам, некоторые разработчики пока не определились или отложили запуск серийного производства своих изделий, ограничившись единичным выпуском, для которого сертификация не требуется.
В связи с этим Росавиация утвердила новый график сертификации беспилотников, включенных в гражданский госзаказ. Согласно плану, большая часть дронов теперь должна получить сертификаты в 2024–25 годах. Это следует из документа, с которым ознакомился РБК.
В декабре 2022 года президент РФ Владимир Путин поручил сертифицировать как минимум десять типов беспилотников до сентября 2023 года. В сентябре сроки пришлось продлить до конца года. Как отметил источник в аппарате правительства, «проблема заключается в неготовности разработчиков предоставлять документацию».
Сертификация необходима для получения разрешения на массовый выпуск дронов и участия в госзаказе. В правительстве рассчитывают, что всего для этого будет предложено 24 модели российских беспилотников. Но пока график сертификации определен только для 14 моделей от шести компаний-изготовителей, уточняет РБК.
«Ключевая проблема сертификации БАС заключается в абсолютно не приспособленных под беспилотники требованиях Росавиации. В Федеральные авиационные требования по сертификации авиатехники добавили после запятой аббревиатуру БАС и на этом успокоились», — говорит эксперт НТИ «Аэронет» Павел Камнев.
В свою очередь гендиректор «Агримакс Аэро» Максим Чижов объяснил отказ от сертификации высокими затратами. «Это более 100 млн руб. по текущей процедуре», — уточнил Чижов.
Изготовители дронов хотят оставаться гибкими, а сертификация предполагает законченность конструкции беспилотника и затрудняет внесение любых изменений в него в дальнейшем, пояснил глава «Клеверкоптер» Сергей Гусев нежелание проходить официальную оценку. Также, по его словам, все ждут 2024 года, когда правительство будет компенсировать расходы на процедуру сертификации.
В июне Минпромторг разработал систему оценки степени локализации дронов в России. Отечественным беспилотник будет считаться, если наберет не менее 400–800 баллов по специальной шкале. При начислении планируется учитывать тип и массу дрона. Больше всего баллов будут присваивать за производство или применение отечественных двигателей, бортовых систем управления полетом и программного обеспечения.
До 2030 года правительство собирается выделить 270 млрд руб. на производство дронов. По оценке Минпромторга, каждый год в стране будет регистрироваться 100 тыс. новых беспилотников.