Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Как западные санкции трансформировали рынок российской нефти

Россия остается крупнейшим поставщиком нефти и нефтепродуктов на мировые рынки спустя год с введения Евросоюзом эмбарго на её сырьё, однако рынок российской нефти за год претерпел существенные изменения.

Европа десятилетиями была крупнейшим покупателем нефти и нефтепродуктов из РФ, поэтому введение запрета заставило российских поставщиков искать новые рынки сбыта и менять устоявшуюся тактику продаж.

Основными вызовами, с которыми столкнулись поставщики российской нефти в 2023 году, стали логистика, санкционные ограничения, в частности правило ценового потолка, сложности с банковскими переводами и поиск новых покупателей.

Ниже приводятся основные изменения на рынке российской нефти и нефтепродуктов, произошедшие в 2023 году.

НОВЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ

Евросоюз ввёл эмбарго на импорт нефти и нефтепродуктов из РФ 5 декабря 2022 года, однако предусмотрел исключения для ряда стран.

Право продолжить закупки российской нефти морским транспортом получила Болгария, а по нефтепроводу Дружба импорт смогли продолжить Словакия, Венгрия и Чехия.

Страны Большой семёрки (G7) и их партнёры ввели другое ограничение, призванное ограничить доходы Москвы, - ценовой потолок.

Согласно правилу ценового потолка, западным компаниям запрещено оказывать услуги по страхованию и транспорту российских нефтяных грузов, цены на которые превышают $60 за баррель в порту отгрузки.

Санкционные ограничения для нефти РФ строго контролируются уполномоченными госорганами Евросоюза и США, которые в течение 2023 года несколько раз объявляли санкции против компаний и судов, нарушающих ограничения.

ДАЛЕКО В АЗИЮ

РФ перенаправила поставки нефти и нефтепродуктов в страны, которые не присоединились к санкциям в отношении Москвы, в результате чего Азия в 2023 году стала основным регионом потребления российских энергоресурсов.

На страны Азии пришлось порядка 80% морских поставок нефти РФ по сравнению с 50% в 2022-м, когда процесс перенаправления ресурсов из Европы уже начался, показал расчёт Рейтер на основе оперативных данных LSEG.

Индия в 2023 году стала крупнейшим покупателем морских партий нефти из РФ, в то время как Китай сохранил статус основного импортера российской нефти разными видами транспорта за счёт поставок в страну сырья по трубопроводам.

Третьим по величине покупателем нефти РФ стала Турция, которая в 2023 году продолжила наращивать объемы, пользуясь выгодной ценой российских ресурсов и удобной логистикой.

РФ начала поставки новым покупателям в Азии, Африке и Латинской Америке - Пакистану, Бразилии, Гане и Брунею.

НОВЫЙ ФЛОТ

Санкционные ограничения сильнее всего сказались на морской транспортировке, поскольку правило ценового потолка и эмбарго Евросоюза заставили большинство крупнейших судовладельцев отказаться от перевозок российского ресурса.

Возникший на рынке дефицит тоннажа был отчасти компенсирован появлением новых судовых компаний, оперирующих танкерами без западной страховки, а также судовладельцами из Греции, которые продолжали перевозки при условии соблюдения санкционных ограничений.

Тем не менее ставки фрахта резко выросли: морская доставка нефти из РФ сейчас обходится в среднем в два-три раза дороже, чем стран, свободных от санкций.

Но если в начале 2023 года, после введения ценового потолка, стоимость перевозки нефти из балтийских портов РФ в Индию и Китай взлетела до $15 и $20 миллионов за маршрут соответственно, то с появлением новых компаний цена упала до $5-$7 миллионов, но затем вновь выросла до $9-$10 миллионов в ноябре с ухудшением погоды и ужесточением контроля за соблюдением санкций со стороны США.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Формирование цен на российское сырьё также изменилось в соответствии с новыми потребностями. Покупатели стали предпочитать сделки в порту разгрузки, чтобы сократить санкционные риски и снять с себя проблемы, связанные с перевозкой из российских портов. В результате цены на российскую нефть стали все чаще определяться не на базисах FOB и CIF, а на DES и DAP.

Международные ценовые агентства Platts и Argus перестали оценивать торговлю российской нефти в европейских портах - на базисах CIF Augusta и CIF Rotterdam. Platts сохранил расчётные котировки, при этом оба ценовых агентства добавили оценки нефти РФ с поставкой в порты Индии, где наблюдается максимальная ликвидность сорта.

Тем временем российские министерства продолжают рассчитывать основные налоги на нефть исходя из расчётных котировок сорта Urals в европейских портах.

Согласно последним поправкам в Налоговый кодекс, цены на нефть Urals будут определяться как сумма цен на нефть FOB (в российских портах) и стоимости транспортировки в Средиземноморье и Северо-Западную Европу.

ВАЛЮТА

В 2023 году поставщики российской нефти почти полностью отказались от расчётов в долларах и евро, доминирующих мировых валютах, поскольку РФ в значительной степени лишена доступа к международной банковской системе.

Российская нефть торгуется в дирхамах, юанях, гонконгских долларах и даже в рублях и очень редко - в долларах и евро.

Уход от доллара оказался непростым - многие компании по-прежнему сталкиваются с задержками в погрузках из-за проблем с платежами и банками.

Смена валют платежа привела к изменению расположения финансового центра торговли российской нефти: если ранее он находился в швейцарской Женеве, то теперь переместился ближе к Азии и Ближнему Востоку - в Дубай.

В Дубае открыли свои офисы многие торговые фирмы, известные как новые игроки российского нефтяного рынка, сюда же переехали и старые его участники, например, торговое подразделение Лукойла Litasco.

Российская судоходная компания Совкомфлот также открыла свои дочерние компании в Дубае для управления флотом.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку