3 янв (Рейтер) - Заемщиков, ожидающих облегчения от снижения процентных ставок, может ждать разочарование: финансовые рынки указывают на то, что ставки останутся высокими еще долгие годы.
Как бы сильно ни снижались ставки в 2024 году, ценообразование на денежных рынках свидетельствует о том, что десятилетие практически нулевых процентных ставок, установившееся после финансового кризиса 2008 года, вряд ли вернется, пока инфляционное давление и государственные расходы остаются на высоком уровне.
Это чревато дальнейшими неприятностями для многих государственных и частных заемщиков, которые воспользовались более низкими ставками в прошлом и еще не ощутили на себе все последствия рекордных темпов повышения ставок центральными банками за последние два года.
Трейдеры в последние недели усилили ожидания резкого снижения ставок в 2024 году, воодушевленные замедлением инфляции и «голубиным» настройками Федеральной резервной системы США.
Ожидания того, что ставки в США и Европе снизятся как минимум на 1,5 процентных пункта, способствовали росту рынков облигаций и акций.
Хотя ожидается, что к концу 2024 года ФРС снизит ключевую ставку до 3,75%, ценообразование на денежном рынке одновременно предполагает, что ставка дойдет до 3% только к концу 2026 года, а затем снова поднимется до 3,5%.
Это резко контрастирует с большей частью десятилетия после мирового финансового кризиса 2008 года - тогда ставки оставались около нуля и лишь в 2018 году постепенно дошли до 2,25-2,50%.
Ожидается, что ставки Европейского центрального банка к концу 2026 года достигнут примерно 2% по сравнению с 4% в настоящее время. Да, это понижение, но едва ли это признак возвращения к неортодоксальному эксперименту с отрицательными ставками, происходившему с 2014 по 2022 годы.
«Это просто нормализация, а не переход к мягкой денежно-кредитной политике», - сказал Майк Ридделл из Allianz Global Investors.
По мнению экономистов, такие ожидания соответствуют сценарию, при котором так называемая «нейтральная» процентная ставка, которая не поддерживает и не замедляет экономический рост, повысилась еще до пандемии COVID-19.
В пользу этого аргумента говорит и то, что американская экономика пока избегает рецессии, которую многие ожидали в условиях агрессивного ужесточения денежно-кредитной политики.
Повышение инфляционных рисков на фоне геополитической напряженности и возврата производств на родину, смягчение налогово-бюджетной политики и потенциальное повышение производительности труда благодаря искусственному интеллекту - это факторы, которые могут поднять нейтральную ставку.
Представление о нейтральной ставке, хотя ее и невозможно определить в реальном времени, является ключевым для понимания потенциала роста экономики и принятия центральным банком решения о том, насколько сильно снижать ставки в будущем.
Вопрос о том, изменилась ли нейтральная ставка, является предметом многочисленных обсуждений, и не все убеждены, что она повысилась.
Важно отметить, что ожидания рынка обгоняют прогноз ФРС о долгосрочном значении процентных ставок в 2,5%, хотя некоторые из управляющих Федрезерва обозначили его выше 3%.
В еврозоне чиновники ЕЦБ указывают на нейтральную ставку на уровне 1,5-2%.
«Я скептически отношусь к тому, что в нейтральной ставке произошли значительные изменения», - сказала бывший экономист ФРС Иданна Аппио, ныне управляющая портфелем активов First Eagle Investment Management.
Аппио не понимает, почему рынки закладывают в цены, что ставки будут оставаться высокими, в то время как многие показатели инфляционных ожиданий говорят о том, что инфляция должна вернуться к целевым показателям центральных банков. По ее словам, еще слишком рано говорить о росте производительности труда.
Определить, куда будут двигаться ставки в ближайшие годы, далеко не просто, и рынки могут ошибаться.
Однако их ожидания требуют осторожности от заемщиков, которые привыкли к низким ставкам последних лет и продолжают пользоваться их преимуществами.
«Это означает, что компаниям придется рефинансировать кредиты по достаточно, а иногда и значительно более высоким ставкам, чем те, которые существовали на протяжении последних пяти лет», - сказал Патрик Санер из Swiss Re.
«В этом контексте более высокие ставки действительно имеют большое значение, особенно когда речь идет о корпоративном планировании».
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Йорюк Бахчели)