(Данный материал был произведен в Гданьске для службы новостей Рейтер в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине)
ЛОНДОН, 16 янв (Рейтер) - Объем российского алюминия, хранящегося на складах Лондонской биржи металлов (LME), вырос более чем в два раза за декабрь.
К концу месяца на металл российской марки приходилось 90% варрантов на алюминий на бирже.
Против российского алюминия не были введены общие западные санкции, и LME ранее отвергала призывы приостановить выдачу варрантов на российские марки.
Вместо этого биржа изменила правила поставки, чтобы учесть односторонние санкции - такие как штрафные импортные пошлины на российский металл, введенные правительством США в феврале 2023 года.
Однако попытки LME сбалансировать ситуацию кажутся все более шаткими, учитывая растущие запасы российского металла и постоянный рост государственных ограничений на его поставки и торговлю им.
ИНДИЙСКИЙ МЕТАЛЛ
Зарегистрированные на LME запасы российского алюминия на конец января 2023 года составляли 93.750 метрических тонн, что равно 41% от общего объема запасов под варрантом.
Более половины всего, что находилось в системе хранения LME, составлял металл индийской марки, и так продолжалось до 10 мая, когда было списано 132.750 тонн.
Еще более значительные аннулирования были произведены в мае и начале июня, так что к концу июня чуть более половины всего зарегистрированного тоннажа алюминия находилось в категории аннулированных варрантов.
Очевидно, что большая часть этой активности была связана с индийскими марками. Объем варрантов на индийский алюминии упал с 228.800 тонн в конце апреля до 49.375 тонн в конце июня.
Стоит отметить, что большая часть отмененных поставок пришлась на малазийский порт Кланг, и значительная часть металла все еще находится там. За последние месяцы часть металла была вывезена, но в порту все еще хранится 156.025 тонн аннулированного алюминия, что больше, чем 57.725 тонн алюминия, находящегося в свободной продаже.
РОССИЙСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Объем алюминия индийской марки по варрантам LME на конец 2023 года составил всего 32.950 тонн, его доля в общем объеме варрантов снизилась до 8,8% даже на фоне значительного роста основных запасов на LME в декабре.
Поставки на варрант LME составили 171.000 тонн в декабре, и очевидно, что большая часть металла, поставленного в южнокорейский порт Гваньян, малазийский Порт-Кланг и тайваньский Гаосюн, была российской марки.
Запасы российского металла на LME выросли за декабрь с 154.775 до 338.375 тонн.
До сих пор российский алюминий обращался через систему LME. Очевидно, есть достаточно потребителей, особенно китайских, которые с удовольствием принимают его, что позволяет поддерживать ситуацию в норме.
Однако масштабы последних поставок проверят аппетит рынка к российскому металлу.
УГРОЗА САНКЦИЙ
В немалой степени это связано с тем, что западные правительства постоянно вводят все новые ограничения на российский алюминий.
Штрафные пошлины на импорт в Соединенных Штатах и Великобритании не создали особых проблем для LME. В обеих странах не было зарегистрированных запасов российского алюминия, а значит, биржа могла просто приостановить новые поставки в этих двух юрисдикциях.
Однако петля санкций затягивается всё уже.
Правительство Великобритании с 15 декабря запретило гражданам приобретать, импортировать, поставлять и доставлять металл российского происхождения.
Британские члены LME и любые британские клиенты по-прежнему могут торговать любым металлом, которым они владели до этой даты.
Но если они приобрели варрант LME на российский алюминий после 15 декабря, они могут только хранить и продавать этот металл, но не принимать на себя физическую поставку и не предоставлять очередные варранты в системе LME, согласно указаниям биржи.
Это усложняет торговлю и, вероятно, снижает склонность к риску в отношении российского металла у части участников рынка LME.
Европейский союз также постепенно закрывает двери для российского алюминия.
Новый пакет санкций, принятый Европейским советом 18 декабря, направлен против российского импорта алюминиевой проволоки, фольги и труб.
LME торгует только первичными алюминиевыми слитками, поэтому последние санкции не оказывают прямого влияния на торги на бирже.
Но возможное изменение положения дел должно волновать LME. Отраслевая ассоциация европейского алюминия призвала Европейскую комиссию расширить санкции и распространить их на первичный металл.
Этот вопрос до сих пор вызывает споры среди многих европейских потребителей. Федерация потребителей алюминия в Европе (FACE) выступила с ответным заявлением. Она утверждает, что в условиях, когда Европа на 85% зависит от импорта алюминия, небольшим производителям продукции необходимы любые варианты поставок, в том числе и низкоуглеродистый металл от российского Русала.
Однако после начала «специальной военной операции» РФ в Украине в 2022 году поставки из России в Европу неуклонно сокращаются, поскольку все больше компаний ищут альтернативных поставщиков.
Если Европейский союз вернется к вопросу о российском первичном металле, это затронет гораздо большую часть клиентов LME.
БАЛАНСИРОВКА
LME, скорее всего, продолжит задавать себе сложным вопросом о том, как обращаться с российским металлом.
Приостановка российских марок грозит риском дестабилизации контрактов на алюминий, поскольку в настоящее время на складах LME хранится очень мало другого металла, а мощности Русала, составляющие четыре миллиона тонн в год, представляют собой важный буферный запас для мировой торговли первичным металлом.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Энди Хоум является обозревателем Рейтер и выражает собственное мнение)