На фоне санкций и проблем с осуществлением международных платежей российские власти начали готовить компании к бартерной торговле.
Минэкономразвития разработало для бизнеса пошаговую инструкцию по проведению внешнеторговых бартерных сделок. В ней описываются этапы организации таких расчетов, их преимущества и виды, а также механизмы определения равной стоимости обмениваемых товаров и услуг, типовые формы контрактов и регулирующие нормативные акты, пишут «Ведомости» со ссылкой на документ.
Ведомство отмечает, что есть три вида бартера. Первый — закрытый. Он делится на встречные поставки (обмен товарами равной стоимости) и встречные закупки (компания А получает товар от В и реализует его, выручка направляется на закупку другого товара, в котором заинтересована В).
Второй вид сделок — открытый, когда в цепочке участвует более двух предприятий. Еще один вид — толлинг, когда одна компания предоставляет другой свою производственную базу или оборудование для выпуска товаров, которые затем служат вознаграждением.
Компании могут самостоятельно определять условия сделки в контракте, но Минэкономразвития рекомендует при определении стоимости экспортных товаров руководствоваться ценами российских товарных бирж. Для проведения расчетов министерство советует определить базовый товар и сравнивать каждый другой продукт с ним для расчета коэффициента.
Бартерные сделки позволяют осуществлять обмен товарами и услугами с иностранными компаниями без проведения международных транзакций, отметил замминистра экономического развития Владимир Ильичев. По его словам, российские компании выходят на новые для себя рынки иностранных государств, но часто их национальная валюта является неконвертируемой или имеет высокую волатильность.
В Минэкономразвития подчеркнули, что «Навигатор по внешнеторговым бартерным сделкам» был подготовлен совместно с РЭЦ по поручению первого вице-премьера Андрея Белоусова. До этого, в апреле 2023 года, таможня опубликовала разъяснение порядка контроля и учета бартерных сделок в связи с многочисленными вопросами, поступающими от российских компаний.
Количество товаров, пригодных для бартера, ограничено, поэтому этот механизм в мировой торговле практически отсутствует, говорит старший научный сотрудник Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Фиранчук. При этом, по его словам, заинтересованность в таких операциях с Россией выражают Иран, Афганистан и Египет. Ради сохранения присутствия на рынке поставщики могут пойти на бартер, заключил эксперт.