Роскомнадзор включил в реестр организаторов распространения информации (ОРИ) «Яндекс.Афишу», «Яндекс.Здоровье» и «Яндекс.ОФД». На это обратил внимание проект «Роскомсвобода».
«Яндекс.Афиша» позволяет осуществлять бронирование и оформлять заказы электронных билетов на зрелищные и спортивные мероприятия. «Яндекс.Здоровье» — сервис для онлайн-консультаций, а «Яндекс.ОФД» — оператор фискальных данных.
В начале февраля в реестр ОРИ были добавлены «Яндекс.Заправки» и «Яндекс.Драйв», а затем туда попали «Кинопоиск» и «Яндекс.Доставка». За все время в реестре оказались 27 сервисов «Яндекса», но три из них в последующем были исключены: «Яндекс.Маркет», «Беру!» и «Яндекс.Дзен». При этом «Дзен» теперь принадлежит VK.
Сервисы, попавшие в реестр ОРИ, должны по первому требованию ФСБ передавать все данные о своих пользователях, включая переписку и иные действия и взаимодействия, в том числе аудио- и видеозвонки, если таковые предусмотрены.
На данный момент в реестре находится почти 400 ресурсов. Кроме сервисов «Яндекса» в перечень включены социальная сеть VK, «Сбербанк. Онлайн», «Тинькофф Банк», развлекательный ресурс «Пикабу» и многие другие, а также сервисы знакомств и электронной почты.
В январе 2024 года Минцифры РФ предложило включать в реестр ОРИ любые сетевые ресурсы, предоставляющие пользователям возможность онлайн-переписки или обратной связи. В случае отказа владельцев сайта добровольно записаться в этот перечень Роскомнадзор получит право поместить его туда принудительно.
«Мы рекомендуем всем пользователям таких сервисов задуматься над теми рисками, которые могут их коснуться, и самим принять решение о дальнейшем их использовании», — отметили в Роскомсвободе.