Венгрия — крупнейших из оставшихся клиентов «Газпрома» в Евросоюзе — заключает долгосрочный контракт с одной из западных стран на поставку природного газа. Об этом во вторник сообщил министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто.
«Это будет наш самый долгосрочный договор о закупке газа с западного направления. Венгрия всегда прилагала серьезные усилия к диверсификации, и чем больше газа мы будем закупать по большему количеству маршрутов, тем лучше», — написал Сийярто на странице в фейсбуке.
Как отмечает Bloomberg, Венгрия заключила контракт на покупку 2 млрд кубометров газа ежегодно с британской Shell. Поставки начнутся в 2026 году, а само соглашение рассчитано на 10 лет. Газ будет доставляться через Чехию и Германию.
С «Газпромом» в Венгрии остается действующий контракт на 4,5 млрд кубов ежегодно до 2036 года.
Сейчас ежемесячно Будапешт тратит на закупку энергоресурсов в России около 500 млн евро, согласно подсчетам финского аналитического центра CREA. В июле газовые поставки в Венгрию составили 285 млн евро, а поставки нефти — 200 млн. Также российский трубопроводный газ продолжает закупать Словакия, однако ее объемы существенно меньше — около 50 млн евро в месяц.
Ранее Россия также отправляла газ в Венгрию через Украину, но с января этого года поставки были прекращены, поскольку Москва и Киев не продлили договор о транзите.
Сийярто отмечал, что в случае введения запрета на импорт российского топлива, Будапешт будет искать ему альтернативу. Одним из вариантом могут быть поставки из Румынии, которая собирается с 2027 года начать разработку месторождения газа Neptun Deep в Черном море. Оно может сделать страну крупнейшим производителем голубого топлива в Европе, писало издание Euractiv.
Прекращение поставок в Венгрию будет ощутимо для «Газпрома», экспорт которого в Европу упал до минимума с 1970-х годов — 9,93 млрд кубометров за январь–июль. До вторжения в Украину российская компания поставляла на европейский рынок до 170–180 млрд кубометров.
Вице-премьер Александр Новак ранее утверждал, что страны Европы не смогут найти «разумную замену» российским энергоресурсам с помощью поставок от других экспортеров. Он объяснял это отсутствием необходимой инфраструктуры, высокой стоимостью углеводородов и логистическими проблемами.