Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Турецко-российская торговля пострадала от новой угрозы санкций со стороны США

(Данный материал был произведен в Гданьске для службы новостей Рейтер в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине)

СТАМБУЛ, 20 фев (Рейтер) - Угроза США ввести санкции против финансовых компаний, ведущих бизнес с Россией, охладила турецко-российскую торговлю, помешав или замедлив проведение части платежей как за импортируемую нефть, так и за турецкий экспорт, сообщили семь источников, знакомых с данным вопросом.

В декабрьском постановлении американских властей не была указана конкретно энергетика, но оно осложнило часть платежей Турции за российскую нефть, а также российские платежи за более широкий спектр турецких экспортных товаров, сказали источники.

Санкции США направлены на сокращение доходов Кремля без прекращения поставок российской нефти на мировые рынки. Вашингтон стремится избежать политически болезненного скачка цен на бензин в США в преддверии президентских выборов в ноябре.

Однако проблемы с платежами, аналогичные тем, с которыми сейчас столкнулась Турция, по словам нефтетрейдеров, уже нарушили поставки российской нефти в Индию и осложнили экспорт в Объединенные Арабские Эмираты и Китай.

Россия является крупнейшим поставщиком нефти и дизельного топлива в небогатую энергетическими ресурсами Турцию: за 11 месяцев 2023 года по ноябрь Москва поставила Анкаре 8,9 миллиона метрических тонн нефти и 9,4 миллиона тонн дизельного топлива.

По словам четырех источников, возникшие проблемы с платежами связаны с тем, что турецкие банки пересматривают сотрудничество и усиливают контроль за соблюдением ограничений на работу с российскими клиентами. Эти сложности не нарушили поставки нефти в Турцию, задержав лишь небольшое количество грузов, сказали два источника в нефтяной отрасли.

Источник в одном из российских нефтяных гигантов сообщил, что российские экспортеры нефти не получали платежей из Турции в течение двух-трех недель.

«Осуществление ряда платежей за энергоносители в адрес России стало затруднительно, особенно после (угрозы) новых санкций в конце декабря. Часть платежей была сорвана», - сказал турецкий источник, знакомый с проблемой.

«Приходилось менять первоначально согласованный способ оплаты или откладывать платеж, но поставки продолжались. Проблемы могут возникнуть в случае каждого конкретного груза», - сказал источник.

Источники в промышленном и финансовом секторах говорили о проблемах с платежами и торговлей на условиях анонимности, поскольку не были уполномочены рассказывать об этой ситуации.

«Проблемы с платежами начались после декабря. (Документ) не нацелен против импорта нефти, но вызывает беспокойство. Он не повлиял на повседневные операции, но напоминает нам о том, что проблема может возникнуть в любой момент», - сказал источник в турецкой нефтяной промышленности.

Министерство финансов Турции отказалось предоставить комментарий. Банковский регулятор Турции не ответил немедленно на просьбу о комментарии.

Анкара выступает против западных санкций в отношении Москвы, хотя и подвергла критике «специальную военную операцию» РФ в Украине. На протяжении конфликта Турции удается поддерживать тесные связи как с Москвой, так и с Киевом.

Хотя Анкара заверяла, что обхода антироссийских санкций на территории Турции не будет, Вашингтон в прошлом году усилил давление, требуя прекратить транзит товаров двойного назначения, и предупредил, что турецкие банки и компании могут попасть под вторичные санкции США.

«ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ ТЩАТЕЛЬНОСТЬ»

Перебои в российско-турецких платежах начались после того, как 22 декабря Байден подписал указ, согласно которому фирмы, помогающие России обходить санкции, рискуют потерять доступ к финансовой системе США.

Финансовые учреждения, ведущие бизнес от имени тех, на кого распространяются американские санкции, находятся в зоне риска, говорилось в указе.

1 февраля Кремль сообщил, что ему известно об ужесточении турецкими банками правил работы с российскими клиентами из-за давления США и что он работает с Турцией над поиском решений.

Глава российского центробанка Эльвира Набиуллина сказала в пятницу, что во внешнеторговых операциях существуют дополнительные трудности.

Один из турецких банкиров сказал, что банки чрезвычайно тщательно соблюдают процедуры в том, что касается санкций, и отделы, занимающиеся соблюдением нормативных требований, внимательно проверяют все транзакции.

Высокопоставленный представитель Госдепартамента США сказал Рейтер, что правительство США обнадежено сообщениями о том, что турецкие банки пересматривают существующие деловые связи и ужесточают правила в отношении российских клиентов.

«Дополнение президента от 22 декабря к санкциям в отношении России подтвердило то, о чем мы говорили ранее: иностранные финансовые учреждения несут ответственность за то, чтобы не обрабатывать транзакции, которые приносят пользу российским военным или иным образом позволяют обойти наши санкции».

«Мы проводили широкое обсуждение с нашими турецкими партнерами в течение последнего года. Мы проанализируем данные о торговле за январь, как только они станут доступны, и с нетерпением ждем продолжения переговоров», - сказал чиновник.

Согласно первоначальной оценке, экспорт из Турции в Россию в январе упал на 39% год к году до $631 миллиона, тогда как в 2023 году он рос на 16,9% до $10,9 миллиарда. Импорт в Турцию из России снизился на 20,2% в январе до $4 миллиардов, а в 2023 году падение составляло 22,5% до $45,6 миллиарда.

Импорт нефти из России подскочил более чем в два раза до 12 миллионов тонн в 2022 году. С января по ноябрь 2023 года Россия поставила в Турцию 8,9 миллиона тонн нефти, что на 20% меньше, чем годом ранее, но все еще выше среднего уровня до «спецоперации».

Однако наибольшее влияние указ Байдена оказал на не связанную с нефтью торговлю, сказали источники.

«Экспорт машинного оборудования, в частности, прекратился - просто из-за сходства с военным оборудованием», - сказал один из источников, знакомых с вопросом.

«Настоящая проблема возникает не с теми платежами, который Турция должна провести, а с теми, которые она получает. Это указывает на высокий уровень осторожности, с которым турецкие банки относятся к санкциям», - сказал источник.

Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду: (Кан Сезер, Невзат Девраноглу, Эбру Тунджай, Дмитрий Жданников, Джонатан Спайсер, Дафна Псаледакис)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку