Официальные результаты с зарубежных избирательных участков, где во многих городах на акции «Полдень против Путина» выстроились длиннющие очереди, оказались диаметрально противоположны ответам в ходе экзит-поллов. За границей Владимир Путин получил всего 15% (если не считать тех, кто не ответил на вопрос о своей позиции).
Волонтеры проекта «Голосуй за рубежом» опросили 69 204 человека на выходе с 65 участков в 44 странах и сопоставили их ответы с данными ЦИК. Всего в избирательные урны на этих участках было опущено 174 555 бюллетеней. Это данные на середину дня 19 марта; волонтеры, по их информации, продолжают анализировать «подозрительные результаты ЦИК на Кипре по досрочному голосованию» (почти 37 000 голосов).
Согласно экзит-поллам, за Путина проголосовало 15% (10 385 россиян). В реальности процент может быть выше, так как, по наблюдению организаторов опросов, на зарубежный участках именно избиратели Путина обычно отказываются отвечать на вопросы. Отказников оказалось 19% (12 943). Даже если все они хотят видеть Путина в президентском кресле еще шесть лет, его совокупную поддержку можно оценить в 34% (23 328 человек). Однако ЦИК дает на этих участках совсем другую цифру – 56,3% от общего количества поданных бюллетеней (98 264 человека, включая не охваченных опросами).
То есть, по официальным данным, доля голосовавших за Путина оказалась выше результатов экзит-поллов:
- по сравнению с долей избирателей, признавшихся в его поддержке, – в 3 раза:
- по сравнению с максимальным потенциальным электоратом Путина (проголосовавшие «за» плюс не ответившие) – в 1,7 раза.
Теоретически за Путина могли проголосовать также сотрудники российских посольств и консульств, которые не попали в выборку экзит-поллов. Правда, их число сильно сократилось в последние годы. Только с начала войны в Украине из европейских стран было выслано около 400 российских дипломатов, многие из которых на самом деле были шпионами. А, например, дипломатические ведомства США и России пережили несколько раундов сокращений персонала, начавшихся еще до войны.
Вряд ли голоса дипломатических работников способны заполнить лакуну в десятки тысяч между результатами экзит-поллов и официальными данными. На некоторых участках два показателя выглядят похоже: например, в Австрии на участке в Вене экзит-полл дал Путину потенциальные 32% (7% заявивших о поддержке и 25% отказавшихся отвечать), а ЦИК — 34%, тогда как на участке в Зальцбурге 23% (8%+15%) и 21% соответственно.
Однако на других участках разрыв оказался огромным. Например, в австралийском Сиднее Путина поддержали 18% ответивших волонтерам (+ потенциально 1% отказавшихся), а ЦИК дал Путину 52%. То есть получается, что за него проголосовало 72% не опрошенных в ходе экзит-полла (было опрошено 536 человек, а подано бюллетеней — 1432).
В Барселоне Путин, согласно экзит-поллу, мог получить всего 6% (5% рассказали о своей поддержке, 1% не ответил), но ЦИК дал ему 27%. Между тем в опросе участвовало 962 человека — почти половина от поданных 2012 бюллетеней.
В Никосии Путин получил 22% участвовавших в экзит-полле (+ потенциально 15% не ответивших), но, по данным ЦИК, его поддержало 86% пришедших на этот участок в кипрской столице. На нем было якобы подано 42 833 бюллетеня; волонтеры смогли опросить 5043 человека.