Международные люксовые бренды, поставившие на паузу работу в России после полномасштабного вторжения российской армии в Украину, начали массово закрывать свои магазины, пишет «Коммерсант» со ссылкой на отчетности компаний и участников рынка.
О закрытии трех московских магазинов, включая бутик в ГУМе, говорится в отчете Prada. Там также отмечается, что на начало 2024 года у бренда в России осталось только шесть точек продаж.
Итальянская Fendi отказалась от аренды трех помещений в Москве. У компании пока действует контракт на аренду бутика в ЦУМе, но она планирует расторгнуть его с 1 августа этого года.
Также договоры аренды помещений под бутики стало разрывать российское представительство Chanel. До начала войны у Chanel в России насчитывалось 17 бутиков, в основном в Москве — в ЦУМе, ГУМе, на Петровке, Столешниковом переулке и т.д.
Помимо этого, в 2023 году Swatch Group (марки Breguet, Harry Winston, Omega и Rado) расторгла договоры аренды 15 своих магазинов в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Согласно отчетности «Свотч групп рус», у компании осталось 13 точек в России.
Все эти марки приостановили поставки товаров в страну после эмбарго ЕС и США на ввоз в Россию одежды, обуви и аксессуаров дороже $300 и 300 евро за единицу продукции.
Сразу после начала войны работу своих магазинов приостановили 27% люксовых зарубежных ретейлеров, подсчитали в IBC Real Estate. Тем не менее они продолжали занимать площади в ключевых торговых коридорах и торгцентрах. Большая часть брендов относится к крупным группам — LVMH (Christian Dior, Givenchy, Bvlgari), Kering (Alexander McQueen, Balenciaga) и Richemont (Cartier, Chloe, Piaget).
Представители люкса держались, надеясь на изменение геополитической ситуации, но бесконечно вкладывать деньги в неработающие магазины невозможно, говорит fashion-аналитик Ольга Штейнберг.
На месте бутика Prada в ГУМе в марте 2024 года заработал магазин китайского премиального бренда Ellassay. На месте Fendi в Столешниковом переулке откроется магазин техники Bork. Там же российский бренд Oskelly займет место Versace, а 12storeez — Brunello Cucinelli, говорит руководитель департамента исследований и аналитик IBC Real Estate Екатерина Ногай.
Однако новые арендаторы не могут предложить собственникам помещений те ставки, которые могли позволить себе люксовые бренды, поэтому арендодатели не заинтересованы в разрыве отношений, отмечает старший директор CORE.XP Марина Малахатько.
В то же время есть бренды, которые все еще выполняют договорные обязательства по арендным контрактам, говорит Ногай. По ее словам, это Gucci, Van Cleef & Arpels на Петровке, Hremes, Louis Vuitton в Столешниковом переулке и Dior в торговом центре «Европейский». Но сроки договоров аренды у них подходят к концу, а вопрос дальнейшей деятельности в России остается открытым.